Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Классификация и специфика инновациий



Для успешного управления инновационной деятельностью менеджеру необходимо отличать собственно инновации от несущественных видоизменений в продуктах, технологиях, а также от реорганизаций (незначительные внешние изменения продукта без существенных изменений его потребительских свойств, изменение параметров технологического процесса без экономического эффекта, создание новых управленческих структур без разработки стратегических направлений и т. д.).

Новизну инноваций оценивают как по технологическим параметрам, так и с рыночных позиций.

По технологическим параметрам различают инновации продуктовые и процессные. С помощью продуктовых инноваций получают принципиально новые социально полезные продукты с применением новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих.

Процессные инновации заключаются в разработке и применении новых технологий, методов организации, создании новых организационных структур.

Классификация инноваций с учетом результативности и направления ИП, а также выбора метода управления, адекватного особенностям ИП, приведена в табл. 1.

Таблица 1 Классификация инноваций

Классификационный признак инноваций Классификационные группировки инноваций
Область применения Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т. п.
Полученные в результате научно-исследовательскихразработок Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные
Темпы осуществления Быстрые, замедленные, нарастающие, затухающие, равномерные, скачкообразные
Степень интенсивности "Бум", равномерная, массовая, слабая
Масштабы Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие
Результативность Высокая, низкая, стабильная
Эффективность Экономическая, социальная, экологическая

По степени рыночной новизны различают инновации для мировой отрасли, для отрасли в стране, для данного предприятия или для группы предприятий.

Существуют такие типы инноваций:

  • по глубине вносимых изменений — радикальные (базовые), улучшающие, модификационные (частные);
  • по степени распространения — единичные и диффузные;
  • по месту в производственном цикле — сырьевые, обеспечивающие (технологические), продуктовые;
  • по охвату ожидаемой доли рынка — локальные, системные, стратегические;
  • по инновационному потенциалу и степени новизны — радикальные, комбинаторные, совершенствующие.

Комплексный характер инноваций, их разнообразие и многосторонность требуют серьезной разработки и обоснованной классификации.