Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Классификация ситуационных переменных внешней среды



В управленческой мысли представления о значении внешней среды для работы любой организации появились в конце 50-х г.г. XX века. Наряду с принципом рассмотрения организации как системы это явилось одним из важнейших вкладов системного подхода в науку об управлении.

В своей книге «Основы менеджмента» М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури приводят слова Элвара Элбинга: «Внешнее окружение организации все больше становится источником проблем для современного руководителя. По сути дела, руководители самых важных для общества организаций – деловых, образовательных, государственных – под влиянием недавних событий в мире были вынуждены сосредоточить внимание на быстро изменяющейся среде и ее воздействии на внутреннее состояние организации».

Внешняя среда может быть определена как совокупность условий, возникающих вне зависимости от деятельности конкретной организации, но оказывающих воздействие на ее функционирование.

Ведущими исследователями в области науки управления неоспоримо доказано влияние (прямое и косвенное) элементов внешней среды на работу конкретного предприятия. И все они практически единодушны в необходимости приспособления организации к внешней среде.

Так, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури отмечают: «...организации подобны биологическим организмам. Согласно теории эволюции Чарльза Дарвина, сохранившиеся виды выжили потому, что смогли эволюционировать и приспособиться к изменениям в своей среде. И организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. Таким образом, руководитель должен исповедовать дарвинизм в среде организации, чтобы в мире быстрых изменений, где выживают только приспособившиеся, его организация не оказалась в числе исчезнувших».

И. Ансофф предлагает такое обоснование влияния внешней среды: «Деловая организация рассматривается прежде всего как открытая система; главные предпосылки успеха деятельности фирмы отыскиваются не внутри, а вне ее, то есть успех связывается с тем, насколько удачно фирма приспосабливается к своему внешнему окружению –экономическому, научно-техническому, социально-политическому и т.п. Сумеет ли фирма вовремя распознать угрозу для ее существования, будет ли устойчива к «ударам судьбы», не упустит ли возможности, возникающей в ее среде, сможет ли она извлечь максимум выгоды из этих возможностей – вот главные критерии эффективности всей системы управления, по отношению к которым внутренняя рациональная организация производства и управления (разумеется, при всей ее важности) все же отходит на второй план. Из такого мышления логично вытекает ситуационный подход к управлению, согласно которому все внутрифирменное построение системы управления есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия со стороны внешней среды фирмы и некоторых других характеристик ее организационного контекста в части технологии производства и качества ее человеческих ресурсов».

Ведущий японский бизнесмен, основатель компании «Омрон Татеиси Электроник К°» Кадзума Татеиси также отмечает: «...Если та или иная компания рассчитывает выжить в наше время бурных перемен, то ей следует приспособить всю свою деятельность к изменениям в окружающей среде – в политике, экономике, обществе, технологии».

Ричард Дафт практически повторяет его слова: «В условиях глобализации резко возрастает роль внешних факторов… Эффективный менеджер обязан отслеживать происходящие во внешней среде изменения и адекватно реагировать на них».

Исследователи в области менеджмента разделяют внешнюю среду на две группы факторов: прямого и косвенного воздействия (табл.1).

Таблица 1 Классификации факторов внешней среды организации

Источник Факторы внешней среды
Прямого воздействия Косвенного воздействия
М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури 1. Поставщики (трудовых ресурсов, материалов, оборудования, капитала). 2. Потребители. 3. Конкуренты. 4. Законы и государственные органы. 5. Профсоюзы. 1. Состояние экономики. 2. Социально-культурные факторы. 3. Политические факторы. 4. Научно-технический прогресс. 5. Международные события
И.Н. Герчикова 1. Характер и состояние рыночных отношений. 2. Хозяйственные связи фирмы. 1. Регулирование предпринимательской деятельности. 2. Общеэкономические факторы. 3. Общеполитические факторы.
Менеджмент и рынок: германская модель 1. Поставщики. 2. Покупатели. 3. Заменяющая продукция. 4, Потенциальная конкуренция. 5, Соперничество продающих. 8. Промышленные взаимоотношения (промышленная политика) 1. Географическое окружение. 2. Экономическое окружение 3. Техническое окружение 4. Экологическое окружение 5. Правовое окружение 6. Общественно-политическое окружение.
З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин 1. Экономические факторы. 2. Политические факторы. 3. Рыночные факторы. 4. Технологические факторы. 5. Конкурентные факторы. 6. Социальные факторы. 7. Международные факторы.

Таким образом, при существовании достаточного количества разнообразных классификаций ситуационных переменных внешней среды их авторы в той или иной степени придерживаются мнения о возможности разделения внешнего окружения предприятия на две группы: микросреду (факторы прямого воздействия) и макросреду (факторы косвенного воздействия).

Однако при дальнейшем углублении классификации мнения резко расходятся. Поэтому снова возникает вопрос о признаках классификации. Здесь целесообразным представляется в качестве признака первого уровня декомпозиции принять характер организации конкретной переменной. Действительно, факторы микросреды в большинстве своем представляют различного рода институты (деловые, государственные или социальные), в то время как макросреда – это по большей части факторы, не оформившиеся в какой то определенный институт. С этой точки зрения в дальнейшем факторы микросреды будем называть также институциональными факторами, а факторы макросреды – неинституциональными.

В этом случае микросреда может быть разделена в зависимости от характера взаимоотношений конкретного фактора и предприятия, и это может быть принято в качестве признака декомпозиции внешней среды прямого воздействия. Таким образом выделяются поставщики, потребители (клиенты), конкуренты, государственные институты и институты производственной и социальной инфраструктуры .

В рамках макросреды целесообразно выделять сферы общественной жизни и деятельности: социальную (social), технологическую technological), экономическую ( economical), экологическую ( environmental), и политическую ( political) . Здесь мы получаем достаточно известную в мировой практике управления STEEP-классификацию. К ней на равных основаниях могут быть добавлены природно-климатическая среда и международное окружение.

Ниже ситуационные переменные внешней среды будут рассмотрены более подробно.