Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Мотивационный механизм управления



Мотивация — процесс мотивообразующих воздействий, то есть воздействий на побуждающие факторы человека, под влиянием которых у него возникает потребность работать так, чтобы содействовать достижению целей организации. Таким образом, мотивация является функцией управления.

Мотивационный механизм — совокупность мотивов, формирующихся под влиянием мотивообразующих воздействий.

Мотивообразующие факторы — факторы различной природы, под влиянием которых имеют место мотивообразующие воздействия.

Мотивационнозначимая цель — цель, на достижение которой направлена та или иная совокупность мотивов.

Мотивационный механизм является одним из компонентов механизма заинтересованности в достижении максимальных экономических и социальных результа-тов предпринимательской деятельности. Понятие мотивации означает всю совокупность мотивообразующих факторов и процессов, обеспечивающих возникновение у людей побуждений к достижению жизненно необходимых целей. Такое стремление предполагает активность в изменчивой среде и требует ситуативной реакции. В процессе ситуативного развития мотивации оценивается возможность и определяется способ достижения необходимого результата.

Эффективный механизм мотивации может быть создан в условиях свободы выбора каждым человеком нужных ему видов и форм деятельности, в условиях свободного развития всех форм собственности.

Мотивационный механизм производственного процесса (научно-производственной, производственной и маркетинговой деятельности компании) можно представить четырьмя подмножествами мотивов (мотивационных механизмов), каждое из которых направлено на достижение определенного подмножества целей компании (рис. 1):

  • мотивационным механизмом высококачественного производительного труда (ММ 1);
  • мотивационным механизмом научно-технического развития производства (ММ 2);
  • мотивационным механизмом предпринимательства (ММ 3);
  • мотивационным механизмом хозяйствования (ММ 4).

Приведем краткую характеристику мотивационных комплексов, составляющих мотивационный механизм управления компанией.

Мотивационный механизм высококачественного производительного труда имеет целевую направленность на рациональное использование производственных ресурсов, повышение производительности труда, бездефектное изготовление продукции, сокращение сро-ков освоения производства новой конкурентоспособной продукции. В его основе лежат внутренние мотивы, определяемые предрасположением личности к труду (ВМ), внешние положительные мотивы, вызывающие у работников положительную реакцию и побуждающие к труду (ВПМ), и внешние отрицательные мотивы, вызывающие отрицательную реакцию и как бы принуждающие к труду (ВОМ).

Мотивационный механизм развития производства направлен, в первую очередь, на повышение научно-технического уровня производства, создание и освоение новых видов продукции. В основе этого механизма лежат мотивы нововведений в производстве, генерируемые внутренними элементами производственного процесса и внешней средой, мотивы восприятия нововведений производственной системой, мотивы инженерно-технического творчества, как непосредственных участников процесса технического развития, так и участников производственного процесса.

Мотивационный механизм предпринимательства направлен на достижение успеха и выживание в конкуренции в ближайшей и отдаленной перспективе на основе гибких диверсифицированных реакций на изменения внешней среды и осуществления непрерывной цепи нововведений в продукцию и технологию. Действенность этого механизма обеспечивают мотивы конкуренции и кооперации при создании новой продукции и технологии, предпринимательские стратегии, мотивы пред-принимательского риска, мотивы предпринимательских реакций на изменения внешней среды, мотивы внутрифирменного предпринимательства, обеспечивающего гибкость управления и восприятие нововведений.

Мотивационный механизм хозяйствования направлен на максимизацию дохода, его оптимальное распределение и наиболее выгодное использование на основе трансформации форм собственности и демократизации управления предприятием. Основу этого механизма составляют мотивы ответственности за результаты производственно-хозяйственной деятельности и за развитие предприятия, мотивы активного участия в управлении производством и делами акционерного общества, мотивы профессионального роста, мотивы рационализации оргструктуры предприятия и системы управления.

Структура мотивационного механизма в составе комплексного механизма управления развитием производства акционерного общества представлена на рис. 1.

Для многих трудовых коллективов и руководителей предприятий, а также органов управления высших уровней фундамент предпринимательства — научно-техническое развитие производства и рационализация оргструктуры и системы управления не имеет в настоящее время мотивационной значимости. Цели предпринимательства и развития производства в этом случае остаются лишь ориентирами на будущее. Без сдвига мотивов на эти цели нельзя рассчитывать на их достижение. В первую очередь, необходим сдвиг на цели предпринимательства и научно-технического развития мотивов хозяйствования с тем, чтобы обеспечить накопление прибыли и ее реинвестирование в развитие.

Мотивационный механизм управления акционерным предприятием предпринимательского типа

Рис. 1 Мотивационный механизм управления акционерным предприятием предпринимательского типа