Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Менеджмент как системный процесс формирования управленческих решений



Управление пронизывает все сферы жизни. Управление имеет место: 1) в технических системах (управление машинами, оборудованием); 2) в биологических системах (управление стаями птиц, стадами зверей); 3) в социально-экономических системах (управление коллективами людей). Причем только в третьей сфере возможно использование термина «руководство» вместо «управление». Более того, такая терминология точнее отражает суть разных процессов.

Процесс управления. Анализ процессов управления в трех сферах показывает, что при всех различиях между ними им присущ ряд общих закономерностей. Так, процесс управления всегда предполагает наличие в системе двух объектов: органа (субъекта) управления и объекта управления, а также двух каналов передачи информации: прямой или командной информации и информации обратной связи и, по сути, представляет собой процесс движения и преобразования информации в замкнутом контуре (рис. 1). Субъект управления преобразует по определенному закону информацию состояния в командную информацию, подчиняющую поведение объекта управления определенной цели.

Информационный  контур управления бизнес-организацией и система ее внешних связей

Рис. 1 Информационный контур управления бизнес-организацией и система ее внешних связей

На рис. этот процесс показан на примере бизнес-организации. Отметим, что любая бизнес-организация относится к классу больших социально-экономических систем: социальных — потому что организация создается людьми для достижения своих целей, экономических — потому что эти цели имеют экономический характер, больших — потому что организация характеризуется большим числом входящих в ее состав элементов, многообразием связей между ними, невозможностью оценки ее деятельности каким-либо одним критерием, множественностью способов ее внутренней структуризации.

Из рисунка видно, что процесс управления зависит от действия факторов внутренней и внешней среды организации. Внешняя среда бизнес-организации включает:

  • потребителей ее товаров (заказчиков, покупателей);
  • поставщиков всех необходимых для работы ресурсов;
  • конкурентов, мешающих ей работать «в свое удовольствие»
  • дочерние организации;
  • органы государственной и муниципальной власти, издающие законы, распоряжения, определяющие правила работы на рынке;
  • достижения научно-технического прогресса;
  • общественные организации и группы, в первую очередь — профессиональные союзы;
  • экологическую среду;
  • социо-этнические факторы в регионе месторасположения организации.

Среди внешних факторов (внешних связей), влияющих на работу бизнес-организации как элемента макроэкономической системы, можно особо выделить вертикальные связи управленческого характера со стороны государственных и муниципальных органов, формирующих определенную экономическую политику, а также горизонтальные «партнерские» связи с поставщиками, потребителями, конкурентами. В отличие от недавнего прошлого государство оказывает сегодня существенно меньшее влияние на бизнес-организации. Оно состоит в основном в формировании налоговой политики, в организации внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля, в обеспечении прав и здоровья работников и охраны окружающей среды.

Внутренняя среда бизнес-организации многогранна и включает материально-технические, организационные, социально-бытовые, санитарно-гигиенические, социально-психологические, информационно-коммуникативные факторы, которые должны быть учтены в процессе управления.

Наибольшую сложность и в то же время наибольший интерес для анализа представляет функция преобразования информации субъектом управления и формирования управленческих решений. Процесс управления — это процесс выработки и обеспечения исполнения подчиненными принятых руководителем управленческих решений. Таким образом, принятие управленческих решений — основа управления. Решение — один из необходимых элементов волевого действия человека, предполагает осознание целей, средств их достижения и ожидаемых результатов. Решения могут быть бытовыми, политическими, конструкторскими, технологическими, управленческими. Классификация управленческих решений представлена на рис. 1.3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям:

  • целенаправленность;
  • эффективность;
  • обоснованность;
  • адресность (обращение к конкретному исполнителю);
  • своевременность;
  • правомочность (руководитель имеет право принимать подобные решения);
  • непротиворечивость;
  • осуществимость;
  • четкость (невозможность двусмысленной трактовки решения);
  • полнота (содержит всю информацию, необходимую для выполнения);
  • краткость изложения;
  • ясность и понятность;
  • этичность (изложение в уважительной по отношению к подчиненному форме).

Классификация управленческих решений – по уровню принятия решений

а)

Классификация управленческих решений – по  характеру решаемых задач

б)

Классификация управленческих решений – по методам  принятия решений

в)

Классификация управленческих решений – в зависимости от характера исходной информации

г)

Классификация управленческих решений – в  зависимости от того, как принимаются решения

д)

Рис. 1 Классификация управленческих решений: а - по уровню принятия решений; б - по характеру решаемых задач; в - по методам принятия решений; г - в зависимости от характера исходной информации; д - в зависимости от того, как принимаются решения

Известны различные подходы к процессу подготовки и принятия решений. В рамках каждого подхода можно выделить определенную совокупность последовательно применяемых приемов и методов, этапов и процедур, имеющих прямые и обратные связи, которую называют технологией принятия управленческих решений.

Технология принятия управленческих решений. Принятие решений представляет собой сознательный выбор одного из имеющихся вариантов действий (альтернатив), сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием - целью. Таким образом, для принятия управленческих решений должны быть определены:

  1. мотивирующие цели;
  2. стратегии — альтернативные способы достижения поставленных целей;
  3. возможные состояния внешней (неопределенной) среды;
  4. исходы — ожидаемые результаты реализации стратегий при различных состояниях внешней среды.

Альтернативы должны быть оценены согласно выбранному критерию и сделан выбор лучшей из них. Хорошо, если выбор может быть каким-либо образом формализован. К этому необходимо стремиться, однако в любом случае окончательное решение всегда остается за руководителем, так как именно он несет личную ответственность за это решение. Концептуальная схема принятия управленческого решения показана на рис.

Решение в организации можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие — как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Таким образом, процесс принятия управленческих решений является основной частью ежедневной работы любого руководителя. Принятие решений в организации — это:

  1. сознательная и целенаправленная деятельность, осуществляемая людьми — руководителями, менеджерами;
  2. поведение людей, основанное как на фактах, так и на их ценностных ориентациях;
  3. процесс, базирующийся на осознанном взаимодействии членов организации;
  4. процесс, представляющий собой одновременно науку и искусство.

Концептуальное  представление процесса принятия управленческих решений

Рис. 2 Концептуальное представление процесса принятия управленческих решений

В соответствии с последним утверждением в принятии решений можно выделить две составляющие. Объективная составляющая — это такая часть работы по принятию решений, которая поддается формализации, что позволяет передать ее помощникам руководителя или автоматизировать. Субъективная составляющая — это неформализуемая часть работы менеджера, позволяющая ему принимать окончательные решения на основе объективной информации, но с использованием интуиции и опыта. Формализованные методы обоснования принятия управленческих решений в мировой практике носят название «исследование операции», где под операцией понимают любой вид деятельности человека. Методы исследования операций или экономико-математические методы делятся на четыре основные группы:

  1. аналитические, где между входными и выходными параметрами решаемой задачи управления устанавливается какая-либо аналитическая зависимость;
  2. статистические, где решение принимается на основе сбора, анализа и обработки большого объема ретроспективной (т. е. прошлой) информации;
  3. методы математического программирования (линейного, динамического и т. д.), необходимость в которых возникает в связи с многочисленностью возможных вариантов функционирования объекта для получения одного и того же результата;
  4. теоретико-игровые методы, применяемые для принятия решений в условиях неопределенности и риска, когда внешняя среда не определена или оказывает противодействие.

Отметим, что работа менеджера не ограничивается принятием управленческих решений. Менеджеру необходимо также организовать их исполнение. Здесь проявляется еще одна грань менеджмента — умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Учитывая сказанное, можно дать такие определения менеджмента. Менеджмент — это руководство коллективами исполнителей и руководство в коллективах исполнителями. Производственный менеджмент — целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их совместной деятельности в процессе производства материальных благ.

При анализе содержания менеджмента и процесса управления организацией уже неоднократно встречались такие понятия, как «система» и «структура». Системный подход является мощным инструментом исследования любых объектов и процессов. Рассмотрим его основные положения.

Системный подход к управлению предприятиями (организациями). Системный подход основан на представлении изучаемых объектов и явлений в виде систем с присущими им свойствами. Система — это организованное сложное целое, или совокупность элементов, образующих единое целое. Как уже отмечалось, выделяются три класса систем — технические, биологические и социальные. Системам присущи следующие четыре основных закона или свойства:

  • организованность — свойство систем проявлять взаимозависимое поведение частей в рамках целого для достижения стоящих перед системой целей. Структура — непременный атрибут всякой организованной системы. Структура — это качественно определенный, относительно устойчивый порядок внутренних взаимосвязей элементов системы, или совокупность элементов и связей между ними;
  • целостность — означает появление в системе новых системных свойств, не присущих любому отдельно взятому ее элементу. С другой стороны, это означает, что любой элемент системы может обладать свойствами, не присущими системе в целом. Или это указывает на объективную противоречивость систем: при сколь угодно высоком уровне организации системы отдельные ее элементы имеют свои характерные особенности, цели и тактику поведения;
  • иерархия — многоуровневость систем. Она позволяет рассматривать при необходимости любой элемент системы как систему более низкого уровня. Необходимость, в свою очередь, определяется целями исследования;
  • гомеостаз — свойство систем сохранять в процессе взаимодействия с внешней средой значения своих основных характеристик в допустимых пределах. Основными (существенными) называются характеристики, нарушение которых ведет к деструкции системы. Важно, что при различных состояниях внешней среды существенные характеристики остаются стабильными, обеспечивая равновесие системы со средой.

Для установления равновесия со средой применяются регулирование и саморегулирование систем. Регулирование предполагает обязательное воздействие на систему извне. Оно присуще техническим или закрытым системам. Саморегулирование предполагает формирование новых целей внутри самой системы, т. е. действие ее собственной системы управления. Оно присуще только социальным или открытым системам. Открытая система находится в постоянном активном взаимодействии с внешней средой. Сколь бы сложными и совершенными ни являлись системы управления техническими объектами, они запрограммированы на конечное число возможных состояний внешней среды, и при возникновении непредвиденной ситуации не могут продолжать выполнение своих функций без вмешательства человека.

Любую бизнес-организацию как большую систему можно структурировать по-разному. Вариант представления в виде совокупности пяти важнейших функциональных подсистем показан на рис. Здесь подсистемы 1,2 и. 3 определяют ресурсы предприятия, а подсистема 4 охватывает,

Функциональная структура бизнес-организации

Рис. 3 Функциональная структура бизнес-организации

объединяет ресурсные подсистемы. С учетом этого можно вывести еще одно определение производственного менеджмента. Менеджмент — это совокупность методов соединения во времени и пространстве всех ресурсов организации для достижения стоящих перед ней целей наиболее рациональным способом. В подсистеме 5определяются цели организации, критерии достижения этих целей и обеспечиваются внешние связи.

В заключение отметим, что проблема конфликта целей производственного менеджмента разрешима только при использовании всего арсенала методов и средств, присущих менеджменту.