Управление пронизывает все сферы жизни. Управление имеет место: 1) в технических системах (управление машинами, оборудованием); 2) в биологических системах (управление стаями птиц, стадами зверей); 3) в социально-экономических системах (управление коллективами людей). Причем только в третьей сфере возможно использование термина «руководство» вместо «управление». Более того, такая терминология точнее отражает суть разных процессов.
Процесс управления. Анализ процессов управления в трех сферах показывает, что при всех различиях между ними им присущ ряд общих закономерностей. Так, процесс управления всегда предполагает наличие в системе двух объектов: органа (субъекта) управления и объекта управления, а также двух каналов передачи информации: прямой или командной информации и информации обратной связи и, по сути, представляет собой процесс движения и преобразования информации в замкнутом контуре (рис. 1). Субъект управления преобразует по определенному закону информацию состояния в командную информацию, подчиняющую поведение объекта управления определенной цели.
Рис. 1 Информационный контур управления бизнес-организацией и система ее внешних связей
На рис. этот процесс показан на примере бизнес-организации. Отметим, что любая бизнес-организация относится к классу больших социально-экономических систем: социальных — потому что организация создается людьми для достижения своих целей, экономических — потому что эти цели имеют экономический характер, больших — потому что организация характеризуется большим числом входящих в ее состав элементов, многообразием связей между ними, невозможностью оценки ее деятельности каким-либо одним критерием, множественностью способов ее внутренней структуризации.
Из рисунка видно, что процесс управления зависит от действия факторов внутренней и внешней среды организации. Внешняя среда бизнес-организации включает:
Среди внешних факторов (внешних связей), влияющих на работу бизнес-организации как элемента макроэкономической системы, можно особо выделить вертикальные связи управленческого характера со стороны государственных и муниципальных органов, формирующих определенную экономическую политику, а также горизонтальные «партнерские» связи с поставщиками, потребителями, конкурентами. В отличие от недавнего прошлого государство оказывает сегодня существенно меньшее влияние на бизнес-организации. Оно состоит в основном в формировании налоговой политики, в организации внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля, в обеспечении прав и здоровья работников и охраны окружающей среды.
Внутренняя среда бизнес-организации многогранна и включает материально-технические, организационные, социально-бытовые, санитарно-гигиенические, социально-психологические, информационно-коммуникативные факторы, которые должны быть учтены в процессе управления.
Наибольшую сложность и в то же время наибольший интерес для анализа представляет функция преобразования информации субъектом управления и формирования управленческих решений. Процесс управления — это процесс выработки и обеспечения исполнения подчиненными принятых руководителем управленческих решений. Таким образом, принятие управленческих решений — основа управления. Решение — один из необходимых элементов волевого действия человека, предполагает осознание целей, средств их достижения и ожидаемых результатов. Решения могут быть бытовыми, политическими, конструкторскими, технологическими, управленческими. Классификация управленческих решений представлена на рис. 1.3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям:
а)
б)
в)
г)
д)
Рис. 1 Классификация управленческих решений: а - по уровню принятия решений; б - по характеру решаемых задач; в - по методам принятия решений; г - в зависимости от характера исходной информации; д - в зависимости от того, как принимаются решения
Известны различные подходы к процессу подготовки и принятия решений. В рамках каждого подхода можно выделить определенную совокупность последовательно применяемых приемов и методов, этапов и процедур, имеющих прямые и обратные связи, которую называют технологией принятия управленческих решений.
Технология принятия управленческих решений. Принятие решений представляет собой сознательный выбор одного из имеющихся вариантов действий (альтернатив), сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием - целью. Таким образом, для принятия управленческих решений должны быть определены:
Альтернативы должны быть оценены согласно выбранному критерию и сделан выбор лучшей из них. Хорошо, если выбор может быть каким-либо образом формализован. К этому необходимо стремиться, однако в любом случае окончательное решение всегда остается за руководителем, так как именно он несет личную ответственность за это решение. Концептуальная схема принятия управленческого решения показана на рис.
Решение в организации можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие — как процесс, ведущий к появлению этого продукта. Таким образом, процесс принятия управленческих решений является основной частью ежедневной работы любого руководителя. Принятие решений в организации — это:
Рис. 2 Концептуальное представление процесса принятия управленческих решений
В соответствии с последним утверждением в принятии решений можно выделить две составляющие. Объективная составляющая — это такая часть работы по принятию решений, которая поддается формализации, что позволяет передать ее помощникам руководителя или автоматизировать. Субъективная составляющая — это неформализуемая часть работы менеджера, позволяющая ему принимать окончательные решения на основе объективной информации, но с использованием интуиции и опыта. Формализованные методы обоснования принятия управленческих решений в мировой практике носят название «исследование операции», где под операцией понимают любой вид деятельности человека. Методы исследования операций или экономико-математические методы делятся на четыре основные группы:
Отметим, что работа менеджера не ограничивается принятием управленческих решений. Менеджеру необходимо также организовать их исполнение. Здесь проявляется еще одна грань менеджмента — умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Учитывая сказанное, можно дать такие определения менеджмента. Менеджмент — это руководство коллективами исполнителей и руководство в коллективах исполнителями. Производственный менеджмент — целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их совместной деятельности в процессе производства материальных благ.
При анализе содержания менеджмента и процесса управления организацией уже неоднократно встречались такие понятия, как «система» и «структура». Системный подход является мощным инструментом исследования любых объектов и процессов. Рассмотрим его основные положения.
Системный подход к управлению предприятиями (организациями). Системный подход основан на представлении изучаемых объектов и явлений в виде систем с присущими им свойствами. Система — это организованное сложное целое, или совокупность элементов, образующих единое целое. Как уже отмечалось, выделяются три класса систем — технические, биологические и социальные. Системам присущи следующие четыре основных закона или свойства:
Для установления равновесия со средой применяются регулирование и саморегулирование систем. Регулирование предполагает обязательное воздействие на систему извне. Оно присуще техническим или закрытым системам. Саморегулирование предполагает формирование новых целей внутри самой системы, т. е. действие ее собственной системы управления. Оно присуще только социальным или открытым системам. Открытая система находится в постоянном активном взаимодействии с внешней средой. Сколь бы сложными и совершенными ни являлись системы управления техническими объектами, они запрограммированы на конечное число возможных состояний внешней среды, и при возникновении непредвиденной ситуации не могут продолжать выполнение своих функций без вмешательства человека.
Любую бизнес-организацию как большую систему можно структурировать по-разному. Вариант представления в виде совокупности пяти важнейших функциональных подсистем показан на рис. Здесь подсистемы 1,2 и. 3 определяют ресурсы предприятия, а подсистема 4 охватывает,
Рис. 3 Функциональная структура бизнес-организации
объединяет ресурсные подсистемы. С учетом этого можно вывести еще одно определение производственного менеджмента. Менеджмент — это совокупность методов соединения во времени и пространстве всех ресурсов организации для достижения стоящих перед ней целей наиболее рациональным способом. В подсистеме 5определяются цели организации, критерии достижения этих целей и обеспечиваются внешние связи.
В заключение отметим, что проблема конфликта целей производственного менеджмента разрешима только при использовании всего арсенала методов и средств, присущих менеджменту.