Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Адаптация персонала



Адаптация персонала представляет собой один из важнейших направлений кадровой работы.

По определению, адаптация - это процесс приспособления или изменения собственного поведения работника в новых профессиональных, социальных или экономических условий труда на предприятии (в организации).

Этот процесс будет успешным только тогда, когда нормы и ценности коллектива станут нормами и ценностями данного работника.

Выполнение процедур адаптации может существенно активизировать творческий потенциал работающих и усилить действия корпоративной культуры организации.

Процесс адаптации условно проходит в такой последовательности:

  1. Оценка уровня подготовленности новичка.
  2. Ориентирование его в организации.
  3. Объяснение задач и требований к работе.
  4. Введение в рабочую группу.
  5. Поощрение помощи новичку.
  6. Функционирования.

На предприятиях (в организациях) в целях скорейшего адаптирования новичков разрабатываются Программы ориентирования со списком следующих вопросов (табл. 1):

Таблица 7.6 Содержание Программы ориентирования для скорейшей адаптации новичков

Раздел Программы Вопрос раздела, с которыми знакомят новичка
Общее представление об организации Цели, задачи, традиции, нормы, стандарты, продукция и потребители, виды деятельности, организационная структура, информация о руководстве.
Политика организации Принципы кадровой политики и подбора персонала, направления профессиональной подготовки и повышения квалификации, правила пользования средствами связи, правила охраны профессиональной (коммерческой) тайне и документации.
Оплата труда Нормы оплаты, системы оплаты и поощрения, гарантии в оплате.
Дополнительные льготы Возможно обучение на работе, наличие столовой, буфета и т.п..
Охрана труда и техника безопасности Предупреждение о возможных угрозах на производстве, правила охраны труда, санитарной и пожарной безопасности и т.п..
Отношения в организации Условия перемещения, продвижения, карьерный рост, испытания, правила внутреннего распорядка, должностная инструкция, оценка выполнения работы, каналы коммуникации и тому подобное.
Услуги Служба быта питания, правила парковки автомобиля и тому подобное.

После того, как работника ознакомили с Программой ориентирования, ему могут предложить специальные меры по скорейшей адаптации в форме бесед с будущими коллегами, собеседований с руководителями разных уровней.

Во время этих собеседований рассматриваются следующие вопросы: функции подразделения и его взаимодействие с другими подразделениями в системе предприятия; рабочие связи и ответственность; требования к отчетности, виды помощи и правила ее просьбе; специфические правила и процедуры подразделения; поведение на рабочем месте и этические нормы; знакомство с сотрудниками подразделения. Процесс адаптации заканчивается полноценным выполнением работником своих служебных обязанностей и преодолением межличностных проблем.