Адаптация персонала представляет собой один из важнейших направлений кадровой работы.
По определению, адаптация - это процесс приспособления или изменения собственного поведения работника в новых профессиональных, социальных или экономических условий труда на предприятии (в организации).
Этот процесс будет успешным только тогда, когда нормы и ценности коллектива станут нормами и ценностями данного работника.
Выполнение процедур адаптации может существенно активизировать творческий потенциал работающих и усилить действия корпоративной культуры организации.
Процесс адаптации условно проходит в такой последовательности:
На предприятиях (в организациях) в целях скорейшего адаптирования новичков разрабатываются Программы ориентирования со списком следующих вопросов (табл. 1):
Таблица 7.6 Содержание Программы ориентирования для скорейшей адаптации новичков
Раздел Программы | Вопрос раздела, с которыми знакомят новичка |
Общее представление об организации | Цели, задачи, традиции, нормы, стандарты, продукция и потребители, виды деятельности, организационная структура, информация о руководстве. |
Политика организации | Принципы кадровой политики и подбора персонала, направления профессиональной подготовки и повышения квалификации, правила пользования средствами связи, правила охраны профессиональной (коммерческой) тайне и документации. |
Оплата труда | Нормы оплаты, системы оплаты и поощрения, гарантии в оплате. |
Дополнительные льготы | Возможно обучение на работе, наличие столовой, буфета и т.п.. |
Охрана труда и техника безопасности | Предупреждение о возможных угрозах на производстве, правила охраны труда, санитарной и пожарной безопасности и т.п.. |
Отношения в организации | Условия перемещения, продвижения, карьерный рост, испытания, правила внутреннего распорядка, должностная инструкция, оценка выполнения работы, каналы коммуникации и тому подобное. |
Услуги | Служба быта питания, правила парковки автомобиля и тому подобное. |
После того, как работника ознакомили с Программой ориентирования, ему могут предложить специальные меры по скорейшей адаптации в форме бесед с будущими коллегами, собеседований с руководителями разных уровней.
Во время этих собеседований рассматриваются следующие вопросы: функции подразделения и его взаимодействие с другими подразделениями в системе предприятия; рабочие связи и ответственность; требования к отчетности, виды помощи и правила ее просьбе; специфические правила и процедуры подразделения; поведение на рабочем месте и этические нормы; знакомство с сотрудниками подразделения. Процесс адаптации заканчивается полноценным выполнением работником своих служебных обязанностей и преодолением межличностных проблем.