Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Мотивационный механизм хозяйствования



Мотивационный механизм хозяйствования — это совокупность побудительных причин и осознанных способов хозяйственного отношения к деятельности предприятия, а также хозяйственных действий производственных коллективов и различных социальных групп предприятия, усиливающих шансы на достижение успеха.

Развитие мотивационного механизма хозяйствования порождает синергизм хозяйствования — эффект объединения творческих потенциалов профессиональных управленцев и непосредственных участников производственного процесса. Этот эффект проявляется в повышении работоспособности персонала, качества и конкурентоспособности продукции, эффективности и гибкости производства.

Взаимосвязь мотивов труда, хозяйствования и предпринимательства

В отличие от мотивации труда, присущей каждому работнику предприятия и малым производственным группам, члены которых непосредственно взаимодействуют в трудовом процессе, мотивация хозяйствования имеет место в трудовых коллективах бригад, цехов, производств, взаимодействующих в производственном процессе, а также других хозяйственных подразделений предприятия. Эти два вида мотивации (труда и хозяйствования) тесно связаны между собой: одни мотивы труда как бы несут в себе те или иные мотивы хозяйствования, другие — генерируют их. Так, высокий уровень внутренних мотивов труда порождает поддержку персоналом прогрессивных технических нововведений (один из мотивов хозяйствования). Положительные внешние мотивы труда, основой которых является заработок, определяют мотивы бережливости и ответственности за результаты труда.

Очевидно, что чем выше уровень мотивации высококачественного производительного труда членов производственного коллектива, тем шире распространено в этом коллективе хозяйское отношение к делу и сильные мотивы хозяйствования. В свою очередь, высокий уровень хозяйственной мотивации порождает предпринимательский стиль поведения предприятия. Складываясь под влиянием мотивов высококачественного производительного труда, хозяйственная мотивация, в свою очередь, способна усилить мотивацию труда. Так же мотивация предпринимательства, развиваясь под влиянием мотивов хозяйствования, усиливает их.

Характер взаимосвязей хозяйственной мотивации с мотивацией труда и мотивацией предпринимательства иллюстрируется на рис. 1.

В отличие от субъекта хозяйственного права, основным признаком, которого является наличие у него обособленного имущества и права собственности на это имущество, обеспечивающего собственнику максимум возможностей заниматься непосредственно предпринимательской деятельностью, в хозяйственной мотивации субъект хозяйствования не обладает правом собственности на имущество предприятия и не ведет непосредственно предпринимательскую деятельность. Но он заинтересован в успехе предпринимательства, так как от этого зависит его доход и перспективы. Хозяйственные мотивы усиливаются при наличии в подразделениях компании акционеров, заинтересованных в получении дивидендов и росте курса акций.

Взаимодействие мотивационного механизма высококачественного производительного труда, хозяйствования и предпринимательства

а) Множество мотивов хозяйствования Б имеет общие части с множеством мотивов труда А (А и Б) и множеством мотивов предпринимательства В (Б и В);
б) Мотивы труда А генерируют мотивы хозяйствования Б, а последние генерируют мотивы предпринимательства В; Б - усиливает А; В – усиливает Б.

Рис. 1 Взаимодействие мотивационного механизма высококачественного производительного труда, хозяйствования и предпринимательства

Наиболее распространенные мотивы хозяйствования

Рассмотрим наиболее распространенные мотивы хозяйствования, сгруппировав их по характеру поведения (участия) трудовых коллективов в процессах хозяйствования.

  1. Мотивы ответственности:
    • выживания — стремление обеспечить выживание предприятия в конкуренции и избежать разорения и безработицы;
    • стабильности — стремление к стабильности производственного процесса и его результатов на конкретном этапе жизненного цикла технологии/спроса;
    • лидерства и престижа — желание сохранить или повысить престиж подразделения или занять лидирующее положение.
  2. Мотивы участия в управлении:
    • творчества — стремление реализовать опыт, знания и идеи в организации НИОКР, производства, маркетинга и в управлении;
    • научности управления — стремление обеспечить своевременность и обоснованность решений, принимаемых на уровне компании или ее подразделений;
    • реализации накопленного потенциала — желание реализовать свой потенциал в управлении и свои замыслы в повышении уровня предпринимательского поведения.
  3. Мотивы профессионального роста:
    • заработка — желание повысить текущий заработок и доходы в будущем;
    • престижа профессии, продвижения по службе и карьеры — стремление к повышению или поддержанию престижа профессии, расширению возможностей продвижения по служебной лестнице, выполнения более квалифицированной работы;
    • технического творчества — желание более полно реализовать свои знания и умения, сделать вклад в рационализацию продукции и производственного процесса.
  4. Мотивы рационализации оргструктур и систем управления:
    • демократизации управления — наиболее полное использование возможностей акционерной демократии в интересах повышения прибыльности, роста и научно-технического развития производства;
    • гибкости производства — повышение гибкости в перестройке производства в соответствии с требованиями рынка;
    • научности и гибкости управления — полноценное использование знаний и умений руководителей и специалистов, рационализация и сочетание стилей управления, развитие инициативы в управлении.

Одни и те же мотивы хозяйствования могут приводить к различным действиям (поведению). Так, мотив престижа может побудить к профессиональному росту или (и) к ответственному отношению к делу; мотив выживания в конкуренции — к повышению ответственности за результаты работы или (и) к активной деятельности по рационализации производственной структуры и т. д.

По признаку социальной природы мотивов хозяйствования целесообразно выделение двух групп: мотивы взаимодействия и мотивы состязательности.

Мотивы взаимодействия дифференцируется по критериям:

  • взаимопомощи, когда взаимодействие направлено на достижение успеха одного из партнеров;
  • общей выгоды, когда взаимодействие направлено на повышение общего успеха;
  • равенства, когда взаимодействие направлено на достижение равного успеха партнеров.

Мотивы состязательности имеют критерии:

  • индивидуализма, когда хозяйственное подразделение стремится усилить только свой успех, вне зависимости от успехов других подразделений;
  • соревнования, когда хозяйственное подразделение стремится превзойти в достижении успеха другие подразделения;
  • агрессии, когда хозяйственное подразделение стремится снизить успех другого подразделения (иногда этим мотивом руководствуются для того, чтобы повысить значимость собственного успеха или приуменьшить значимость своей неудачи).

Хозяйственное подразделение (трудовой коллектив) может руководствоваться не одним, а несколькими критериями: с одними подразделениями в соревновании, с другими — стремиться к общему успеху, с третьими — вступать в отношения равенства или оказывать им помощь и т. д. Выбор того или иного критерия поведения, очевидно, определяется социально-экономической ситуацией деятельности предприятия, характером хозрасчетных отношений подразделений, демографическими характеристиками социальных групп, социально-психологическим климатом и социальной зрелостью трудовых коллективов, степенью участия в акционерном капитале компании.

Хозяйственная мотивация наиболее полно проявляете в условиях хозяйственного расчета структурных подразделений предприятия. Можно предложить следующую цепочку развития хозрасчетных отношений и усиления предпринимательских качеств подразделений акционерного общества: повседневный (традиционный) хозяйственный расчет — подряд — подряд и контракт со смежниками — внутрифирменное предпринимательство.