Мотивационный механизм хозяйствования — это совокупность побудительных причин и осознанных способов хозяйственного отношения к деятельности предприятия, а также хозяйственных действий производственных коллективов и различных социальных групп предприятия, усиливающих шансы на достижение успеха.
Развитие мотивационного механизма хозяйствования порождает синергизм хозяйствования — эффект объединения творческих потенциалов профессиональных управленцев и непосредственных участников производственного процесса. Этот эффект проявляется в повышении работоспособности персонала, качества и конкурентоспособности продукции, эффективности и гибкости производства.
В отличие от мотивации труда, присущей каждому работнику предприятия и малым производственным группам, члены которых непосредственно взаимодействуют в трудовом процессе, мотивация хозяйствования имеет место в трудовых коллективах бригад, цехов, производств, взаимодействующих в производственном процессе, а также других хозяйственных подразделений предприятия. Эти два вида мотивации (труда и хозяйствования) тесно связаны между собой: одни мотивы труда как бы несут в себе те или иные мотивы хозяйствования, другие — генерируют их. Так, высокий уровень внутренних мотивов труда порождает поддержку персоналом прогрессивных технических нововведений (один из мотивов хозяйствования). Положительные внешние мотивы труда, основой которых является заработок, определяют мотивы бережливости и ответственности за результаты труда.
Очевидно, что чем выше уровень мотивации высококачественного производительного труда членов производственного коллектива, тем шире распространено в этом коллективе хозяйское отношение к делу и сильные мотивы хозяйствования. В свою очередь, высокий уровень хозяйственной мотивации порождает предпринимательский стиль поведения предприятия. Складываясь под влиянием мотивов высококачественного производительного труда, хозяйственная мотивация, в свою очередь, способна усилить мотивацию труда. Так же мотивация предпринимательства, развиваясь под влиянием мотивов хозяйствования, усиливает их.
Характер взаимосвязей хозяйственной мотивации с мотивацией труда и мотивацией предпринимательства иллюстрируется на рис. 1.
В отличие от субъекта хозяйственного права, основным признаком, которого является наличие у него обособленного имущества и права собственности на это имущество, обеспечивающего собственнику максимум возможностей заниматься непосредственно предпринимательской деятельностью, в хозяйственной мотивации субъект хозяйствования не обладает правом собственности на имущество предприятия и не ведет непосредственно предпринимательскую деятельность. Но он заинтересован в успехе предпринимательства, так как от этого зависит его доход и перспективы. Хозяйственные мотивы усиливаются при наличии в подразделениях компании акционеров, заинтересованных в получении дивидендов и росте курса акций.
а) Множество мотивов хозяйствования Б имеет общие части с множеством мотивов труда А (А и Б) и множеством мотивов предпринимательства В (Б и В);
б) Мотивы труда А генерируют мотивы хозяйствования Б, а последние генерируют мотивы предпринимательства В; Б - усиливает А; В – усиливает Б.
Рис. 1 Взаимодействие мотивационного механизма высококачественного производительного труда, хозяйствования и предпринимательства
Рассмотрим наиболее распространенные мотивы хозяйствования, сгруппировав их по характеру поведения (участия) трудовых коллективов в процессах хозяйствования.
Одни и те же мотивы хозяйствования могут приводить к различным действиям (поведению). Так, мотив престижа может побудить к профессиональному росту или (и) к ответственному отношению к делу; мотив выживания в конкуренции — к повышению ответственности за результаты работы или (и) к активной деятельности по рационализации производственной структуры и т. д.
По признаку социальной природы мотивов хозяйствования целесообразно выделение двух групп: мотивы взаимодействия и мотивы состязательности.
Мотивы взаимодействия дифференцируется по критериям:
Мотивы состязательности имеют критерии:
Хозяйственное подразделение (трудовой коллектив) может руководствоваться не одним, а несколькими критериями: с одними подразделениями в соревновании, с другими — стремиться к общему успеху, с третьими — вступать в отношения равенства или оказывать им помощь и т. д. Выбор того или иного критерия поведения, очевидно, определяется социально-экономической ситуацией деятельности предприятия, характером хозрасчетных отношений подразделений, демографическими характеристиками социальных групп, социально-психологическим климатом и социальной зрелостью трудовых коллективов, степенью участия в акционерном капитале компании.
Хозяйственная мотивация наиболее полно проявляете в условиях хозяйственного расчета структурных подразделений предприятия. Можно предложить следующую цепочку развития хозрасчетных отношений и усиления предпринимательских качеств подразделений акционерного общества: повседневный (традиционный) хозяйственный расчет — подряд — подряд и контракт со смежниками — внутрифирменное предпринимательство.