Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Роль КСО-менеджера в компаниях



Общей чертой во всех международных компаниях является отсутствие специального менеджера по КСО. Потому что программами КСО там занимаются все департаменты.

В «Кока-Коле» координатором всего направления является гендиректор. У каждого руководителя отдела обязательно существует бизнес-индикатор, который показывает, какой социальный вклад сделал его отдел. Программы по защите окружающей среды реализуют отделы производства или логистики. Те, что направлены на отношение к сотрудникам, - отдел персонала, а те, которые связаны с клиентами, - коммерческий отдел. Как правило, в обязанности отдела PR входит и составление социальной отчетности. В «Кока-Коле» есть для этого специалист социальных проектов. А также сотрудники PR-отдела информируют работников компании о том, какие программы КСО запущены.

В компании «Интерпайп» направление КСО координирует служба корпоративных отношений, поскольку КСО пронизывает всю деятельность компании (производство, экология, кадры и многое другое), то сотрудничество происходит со всеми подразделениями. Происходит обмен информацией, определение наиболее актуальных вопросов и путей их решения. Многие взаимодействуют со службой управления персоналом и административного обеспечения. Если говорить о внешних отношениях, то происходит сотрудничество с органами местного самоуправления, ВУЗами, библиотеками, экологами. Компания готовит отчет по Глобальному договору ООН и консультируется с представителями этой организации. Одним из последних примеров удачного взаимодействия с учебными заведениями можно назвать рассылку первой книги серии «Библиотека управленческих решений от «Интерпайп».

В некоторых отечественных компаниях направление КСО полностью возложено на руководителя пресс-службы или департамента корпоративных коммуникаций.

Однако логичнее, если специалист КСО будет опыт в PR, ведь для менеджера по КСО важно быть стратегом с хорошими презентационными способностями. Менеджер по социальной ответственности должен иметь следующие задачи и обязанности (табл. 1).

Таблица 1

Должностные обязанности менеджера по КСО

Задача Обязанности
Стратегия Разрабатывать стратегию организации в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО) в соответствии с предоставленными полномочиями и выделенных ресурсов. Максимально учитывает ожидания заинтересованных сторон. Анализирует нефинансовые риски, связанные с деятельностью организации, и разрабатывает меры по их предупреждению. Разрабатывает и внедряет систему мониторинга эффективности деятельности организации в сфере КСО.
Программа Разрабатывает ежегодные программы по КСО, включая коммуникационными планами и бюджетами. Внедряет проекты в рамках утвержденной стратегии и программ. Координирует разработку и внедрение инициатив подразделений организации в сфере КСО.
Внутреннее Консультирование предоставляет специалистам структурных подразделений организации методическую и консультационную поддержку, которые помогут им вести деятельность подразделений в соответствии с принципами устойчивого развития.
Взаимоотношения с тейкхолдерамы Отвечает за построение конструктивных отношений и активное общение с внутренними (сотрудники организации) и внешними сторонами (профсоюзы, местные общины, органы власти и местного самоуправления, общественные организации и т.д.), способствует формированию и поддержанию положительного имиджа организации.
Распространение информации Обеспечивает распространение информации, связанной с программами корпоративной социальной ответственности, с использованием всех доступных каналов коммуникации. Обеспечивает повышение уровня осведомленности общества о приверженности организации принципам корпоративной ответственности.
Социальная отчетность Отвечает за подготовку социального отчета (отчета об устойчивом развитии). Обеспечивает соответствие отчетности по нефинансовых аспектов деятельности организации с финансовой и другой отчетности организации.

Менеджер по КСО должен знать:

  • международные и отечественные стандарты и программные документы по социальной ответственности, законодательство и нормативные акты, регламентирующие предпринимательскую деятельность, социальные и трудовые отношения, условия и особенности конкурентоспособного функционирования предприятий различных форм собственности, состояние и развитие мировой и отечественной экономики;
  • направления инновационной и инвестиционной политики, методологии анализа рыночной среды на микроэкономическом уровне основные направления маркетинговой деятельности;
  • взаимосвязь элементов внутреннего и факторов внешней среды предприятия;
  • экологию, перспективы и мировые тенденции развития технологии отрасли, порядок установления хозяйственных связей, методы комплексной диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия, функции и методы управления, теорию управленческих решений и коммуникаций, управления персоналом, психологии управления, конфликтологии, информационные технологии менеджмента, общее управление качеством, статистическую отчетность, общие закономерностями взаимодействия бизнеса и общества;
  • генеза концепции корпоративной социальной ответственности (КСО), роль и место этики бизнеса системе КСО;
  • этические стандарты международного бизнеса Состав социальных инвестиций, механизм экономического регулирования корпоративной социальной ответственности, международные стандарты социальной отчетности, требования к содержанию и структуре корпоративных социальных отчетов;
  • делопроизводство.

Квалификационные требования к менеджеру по КСО:

высшее профессиональное образование по направлениям «Менеджмент», «Экономика и предпринимательство» (техническое) образование, или последипломное управленческое образование после высшего образования с других направлений. Стаж работы в области управления по профессии: для специалиста - без требований к стажу, для бакалавра - 2 года.

Организация деятельности по КСО

Рабочая группа/комитет по КСО должен отвечать за введение постоянных процессов для определения и внедрения программы или политик КСО. Это может быть:

  • диалог с заинтересованными сторонами и постоянные консультации с ними по поводу различных проектов, в том числе развития бизнеса;
  • создание карты рисков для бизнеса, в том числе рисков по КСО;
  • определение показателей по КСО и введения оценки их выполнения;
  • привлечение сотрудников;
  • подготовка ежегодных отчетов по деятельности в сфере КСО, и их использование в финансовых отчетах компаний.

В международных компаниях существуют несколько отделов и лиц, отвечающих за вопросы КСО, с узкой специализацией, например, в одной английской компании есть отдельная должность, в должностные обязанности которого входят только коммуникации и деятельность по Глобальному Договору. В иностранных компаниях, принимавших участие в исследовании Ernst&Young, менеджер по КСО занимается: сотрудничеством с общественными организациями, обществом; вопросами окружающей среды, изменения климата, вопрос бизнес-этики; привлечением сотрудников компании; охраной труда.

Еще один пример: все филантропические программы кампании Джонсон&Джонсон проходят через специальный Комитет, в который входит высшее руководство кампании. Решения принимаются коллегиально, за всю "филантропии" отвечает один из вице-президентов. J&J постоянно "отслеживает" качество и эффективность своих благотворительных программ и их соответствие целям кампании. Для этого с независимой маркетинговой компанией ежегодно заключается договор на сумму 50 000 долларов.

Мониторинг и оценка реализации стратегии КСО свидетельствует об устойчивых обязательств компании по КСО и предоставляет возможность подготовки отчета по социальной ответственности для заинтересованных сторон. Во время этих действий определяются разрывы в планах и достигнутых результатах - это помогает пересмотреть и планировать дальше. Это замыкает цикл ПРПД: Планируй-Делай-Проверяй-Действуй.

На протяжении изучения данных, полученных при анкетировании компаний-респондентов, были выявлены следующие тенденции привлечения HR-специалистов к внедрению КСО:

  1. HR-департаменты компаний стремятся повысить осведомленность об этике и корпоративных ценностях, хотя пока большинство HR-менеджеров (61% наших респондентов) не вовлечены в определение ключевых стейкхолдеров организации (стейкхолдеры - лица, заинтересованные в результатах деятельности организации).
  2. Несмотря на единодушную поддержку утверждения "HR-директор должен знать о КСО компании", HR-профессионалы в 72% компаний пока не входят в КСО правление / комитет компании, и таким образом не принимают непосредственного участия в формировании политики компании по КСО.
  3. HR-департаменты и сотрудники пока не вовлечены в процессы разработки ключевых документов компании: в 22% компаний HR-департаменты принимали непосредственное участие в разработке корпоративных ценностей, миссии и видения; в 28% - в разработке КСО-стратегии, 65% - в разработке Кодекса поведения.
  4. 27% компаний включают КСО вопросы в программы найма персонала, только 33% компаний считают необходимыми тренинги по КСО для новых сотрудников, в 55% компаний КСО-вопросы еще не включены в общие тренинги для сотрудников.
  5. 44% компаний включают КСО вопросы в годовые планы, командные цели и ежегодные опросы лояльности персонала; лишь 16% компаний поднимают эту тему во внешних коммуникациях.
  6. Наиболее популярные и распространенные практики КСО, которые эффективно реализуются компаниями - это корпоративное волонтерство и программы, нацеленные на личностный рост сотрудников.
  7. Наиболее популярными каналами внутренних коммуникаций о КСО-программы компании является корпоративное издание (83%), внутренний корпоративный сайт (67%) и сбор средств среди сотрудников (67%).

Компании, которые практикуют партнерство между КСО и HR-департаментом компании, достигают максимального усвоения принципов КСО сотрудниками компании. В свою очередь внедрение принципов КСО в сознание коллектива компании обеспечивает ей ряд преимуществ, таких как:

  1. Повышение уровня лояльности сотрудников и сокращение бюджета на рекрутинг и тренинги: экономия может достигать от 3500 до 50000 долларов на одного сотрудника.
  2. Именно КСО составляющая, а не деньги, может принести победу в найме "лучших из лучших". В среднем выпускники MBA готовы пожертвовать до 13,7 тыс. долларов в размере своей годовой зарплаты только для того, чтобы работать на социально ответственную компанию.
  3. Снижение операционных затрат и рост прибыли в результате по-вышения уровня лояльности сотрудников и производительности: увеличение производительности сотрудников на 4%.
  4. Рост лояльности потребителей: 68% потребителей могут отказаться от покупки продукции компании, если ее сотрудники безразлично относятся к покупателям.