Общей чертой во всех международных компаниях является отсутствие специального менеджера по КСО. Потому что программами КСО там занимаются все департаменты.
В «Кока-Коле» координатором всего направления является гендиректор. У каждого руководителя отдела обязательно существует бизнес-индикатор, который показывает, какой социальный вклад сделал его отдел. Программы по защите окружающей среды реализуют отделы производства или логистики. Те, что направлены на отношение к сотрудникам, - отдел персонала, а те, которые связаны с клиентами, - коммерческий отдел. Как правило, в обязанности отдела PR входит и составление социальной отчетности. В «Кока-Коле» есть для этого специалист социальных проектов. А также сотрудники PR-отдела информируют работников компании о том, какие программы КСО запущены.
В компании «Интерпайп» направление КСО координирует служба корпоративных отношений, поскольку КСО пронизывает всю деятельность компании (производство, экология, кадры и многое другое), то сотрудничество происходит со всеми подразделениями. Происходит обмен информацией, определение наиболее актуальных вопросов и путей их решения. Многие взаимодействуют со службой управления персоналом и административного обеспечения. Если говорить о внешних отношениях, то происходит сотрудничество с органами местного самоуправления, ВУЗами, библиотеками, экологами. Компания готовит отчет по Глобальному договору ООН и консультируется с представителями этой организации. Одним из последних примеров удачного взаимодействия с учебными заведениями можно назвать рассылку первой книги серии «Библиотека управленческих решений от «Интерпайп».
В некоторых отечественных компаниях направление КСО полностью возложено на руководителя пресс-службы или департамента корпоративных коммуникаций.
Однако логичнее, если специалист КСО будет опыт в PR, ведь для менеджера по КСО важно быть стратегом с хорошими презентационными способностями. Менеджер по социальной ответственности должен иметь следующие задачи и обязанности (табл. 1).
Таблица 1
Должностные обязанности менеджера по КСО
Задача | Обязанности |
Стратегия | Разрабатывать стратегию организации в сфере корпоративной социальной ответственности (КСО) в соответствии с предоставленными полномочиями и выделенных ресурсов. Максимально учитывает ожидания заинтересованных сторон. Анализирует нефинансовые риски, связанные с деятельностью организации, и разрабатывает меры по их предупреждению. Разрабатывает и внедряет систему мониторинга эффективности деятельности организации в сфере КСО. |
Программа | Разрабатывает ежегодные программы по КСО, включая коммуникационными планами и бюджетами. Внедряет проекты в рамках утвержденной стратегии и программ. Координирует разработку и внедрение инициатив подразделений организации в сфере КСО. |
Внутреннее | Консультирование предоставляет специалистам структурных подразделений организации методическую и консультационную поддержку, которые помогут им вести деятельность подразделений в соответствии с принципами устойчивого развития. |
Взаимоотношения с тейкхолдерамы | Отвечает за построение конструктивных отношений и активное общение с внутренними (сотрудники организации) и внешними сторонами (профсоюзы, местные общины, органы власти и местного самоуправления, общественные организации и т.д.), способствует формированию и поддержанию положительного имиджа организации. |
Распространение информации | Обеспечивает распространение информации, связанной с программами корпоративной социальной ответственности, с использованием всех доступных каналов коммуникации. Обеспечивает повышение уровня осведомленности общества о приверженности организации принципам корпоративной ответственности. |
Социальная отчетность | Отвечает за подготовку социального отчета (отчета об устойчивом развитии). Обеспечивает соответствие отчетности по нефинансовых аспектов деятельности организации с финансовой и другой отчетности организации. |
высшее профессиональное образование по направлениям «Менеджмент», «Экономика и предпринимательство» (техническое) образование, или последипломное управленческое образование после высшего образования с других направлений. Стаж работы в области управления по профессии: для специалиста - без требований к стажу, для бакалавра - 2 года.
Рабочая группа/комитет по КСО должен отвечать за введение постоянных процессов для определения и внедрения программы или политик КСО. Это может быть:
В международных компаниях существуют несколько отделов и лиц, отвечающих за вопросы КСО, с узкой специализацией, например, в одной английской компании есть отдельная должность, в должностные обязанности которого входят только коммуникации и деятельность по Глобальному Договору. В иностранных компаниях, принимавших участие в исследовании Ernst&Young, менеджер по КСО занимается: сотрудничеством с общественными организациями, обществом; вопросами окружающей среды, изменения климата, вопрос бизнес-этики; привлечением сотрудников компании; охраной труда.
Еще один пример: все филантропические программы кампании Джонсон&Джонсон проходят через специальный Комитет, в который входит высшее руководство кампании. Решения принимаются коллегиально, за всю "филантропии" отвечает один из вице-президентов. J&J постоянно "отслеживает" качество и эффективность своих благотворительных программ и их соответствие целям кампании. Для этого с независимой маркетинговой компанией ежегодно заключается договор на сумму 50 000 долларов.
Мониторинг и оценка реализации стратегии КСО свидетельствует об устойчивых обязательств компании по КСО и предоставляет возможность подготовки отчета по социальной ответственности для заинтересованных сторон. Во время этих действий определяются разрывы в планах и достигнутых результатах - это помогает пересмотреть и планировать дальше. Это замыкает цикл ПРПД: Планируй-Делай-Проверяй-Действуй.
На протяжении изучения данных, полученных при анкетировании компаний-респондентов, были выявлены следующие тенденции привлечения HR-специалистов к внедрению КСО:
Компании, которые практикуют партнерство между КСО и HR-департаментом компании, достигают максимального усвоения принципов КСО сотрудниками компании. В свою очередь внедрение принципов КСО в сознание коллектива компании обеспечивает ей ряд преимуществ, таких как: