Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

SWOT-анализ



Под SWOT-анализом понимаются исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, оценку его возможностей и потенциальных угроз. Возможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию, перестроить бизнес-процессы и т.п. Угроза — это то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ: появление новых конкурентов, появление товаров-заменителей и т.п.

SWOT-анализ может быть проведен в течение любого реально имеющегося времени: от 1 — 2 часов до нескольких дней. Если в первом случае выводы приходится делать на основе экспресс-опроса, то при наличии 2 — 3 дней удается предварительно изучить документы, провести необходимые интервью, разработать модель ситуации и детально обсудить проблемы с заинтересованными участниками.

SWOT-анализ целесообразно проводить с использованием несложных графологических средств.

На первом этапе SWOT-анализа перечисляются слабые и сильные стороны организации по схеме:

  • сильные стороны;
  • слабые стороны;
  • угрозы;
  • благоприятные возможности.

Таким образом, формируется 4 списка, которые затем удобно расположить в виде матрицы, представленной в таблице 1.

Затем рассматриваются различные сочетания сильных сторон с угрозами и возможностями, а также слабых сторон с угрозами и возможностями. При этом на пересечении строк и столбцов можно располагать как различные стратегические мероприятия, обусловленные конкретным сочетанием сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями, так и количественные оценки значимости взаимодействия сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями.

Рассмотрим условный пример. Существует предприятие, которое хочет освоить новую продукцию — моторные лодки для отдыха населения. Для определения стратегии проводят SWOT-анализ. Получены следующие результаты, представленные в табл. 1.

Таблица 1 Матрица SWOT-анализа

Сильные стороны:
  • Высокое качество родукции фирмы
  • Муниципальная помощь
  • Квалифицированный персонал

Слабые стороны:

  • Отсутствие новых видов продукции
  • Слабый маркетинг
  • Недостаток финансов
Угрозы:
  • Жесткая конкуренция
  • Покупатели ожидают разнообразного дизайна
Возможности:
  • В данном регионе много озер, прудов и водоемов
  • Увеличение числа желающих провести досуг на воде

Вторым шагом анализа будет количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды. На пересечении строки и столбца ставится экспертная оценка значимости данного сочетания угроз и сильных сторон, возможностей и сильных сторон и прочее. Если угроз; значима для сильных или слабых сторон предприятия, то оценка значимости такого сочетания будет высокой. Таким образом, получаем количественную оценку проблем, возникших на пересечении сильных и слабых сторон предприятия, с угрозами и возможностями внешней среды. Представим эти данные в виде матрицы (табл. 2).

Таблица 2 Количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды

  Сильные стороны Слабые стороны
Высокое качество продукции фирмы Муниципальная помощь Квалифицированны персонал Отсутствие новых видов продукции Слабый маркетинг Недостаток финансов
Угрозы Жесткая конкуренция 5 4 4 5 4 2
Покупатели ожидают разнообразного дизайна 4 1 2 5 3 1
Возможности В данном регионе много озер, прудов и водоемов 2 1 1 3 4 3
Увеличение числа желающих провести досуг на воде 2 1 1 3 4 3

Результаты оценки по пятибалльной системе приведены в таблице 3. Суммируя полученные оценки, можно определить общую значимость сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды (см. табл. 12).

Таблица 3 Количественная оценка сильных ii слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды

Сильные стороны: Слабые стороны:
Высокое качество продукции фирмы 13 Отсутствие новых видов продукции 16
Муниципальная помощь 7 Слабый маркетинг 15
Квалифицированный персонал 8 Недостаток финансов 9
Угрозы: Возможности:
Жесткая конкуренция 24 В данном регионе много озер, прудов и водоемов 14
Покупатели ожидают разнообразного дизайна 16 Увеличение числа желающих провести досуг на воде 14

Такой анализ позволяет, исходя из состояния внешней среды, определить, насколько существенны сильные стороны и слабы слабые, а также насколько важны угрозы и возможности, исходя из состояния внутренней среды. При этом сравнивать можно количественные оценки сильных сторон между собой и со слабыми сторонами, так же, как и угрозы можно сравнивать между собой и с возможностями.

Количественная оценка сильных и слабых сторон позволяет расставить приоритеты и на основе этих приоритетов распределять ресурсы между различными проблемами.

После определения количественных характеристик следует сформулировать возникшие проблемы для каждой комбинации сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями. Таким образом, получаем проблемное поле предприятия.

Сформулированные таким образом проблемы могут быть количественно оценены с использованием экспертных оценок сильных и слабых сторон, угроз и возможностей. Количественная оценка проблемы складывается как сумма экспертных оценок комбинаций сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями, перекрываемых данной проблемой (см. табл. 4).

Таблица 4 Количественная оценка проблем предприятия

Проблема Оценка
Дальнейшее повышение качества, исходя из требований потребителей 5
Освоение передовых технологий 3 (1+2)
Обновление ассортимента и повышение разнообразия продукции за счет правительственных субсидий 5 (4+1)
Существующий кадровый потенциал в состоянии обеспечить разнообразие дизайна 2
Увеличение объемов продукции 4 (2+2)
Получение налоговых льгот, льготных субсидий 2(1+1)
Разработка продукции, максимально приближенной к существующим условиям 1
Улучшение качеств, ввод новых технологий 1
Повышение квалификации персонала в области маркетинга 7 (3+4)
Получение правительственных субсидий 6(3+2+1)
Освоение новой продукции с высоким уровнем качества и разнообразным дизайном 16 (3+3+5+5)
Привлечение специализированных маркетинговых служб для проведения исследований 8 (4+4)
Аккумуляция денежных средств населения (акционирование, лотереи) 3