Под SWOT-анализом понимаются исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, оценку его возможностей и потенциальных угроз. Возможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию, перестроить бизнес-процессы и т.п. Угроза — это то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ: появление новых конкурентов, появление товаров-заменителей и т.п.
SWOT-анализ может быть проведен в течение любого реально имеющегося времени: от 1 — 2 часов до нескольких дней. Если в первом случае выводы приходится делать на основе экспресс-опроса, то при наличии 2 — 3 дней удается предварительно изучить документы, провести необходимые интервью, разработать модель ситуации и детально обсудить проблемы с заинтересованными участниками.
SWOT-анализ целесообразно проводить с использованием несложных графологических средств.
На первом этапе SWOT-анализа перечисляются слабые и сильные стороны организации по схеме:
Таким образом, формируется 4 списка, которые затем удобно расположить в виде матрицы, представленной в таблице 1.
Затем рассматриваются различные сочетания сильных сторон с угрозами и возможностями, а также слабых сторон с угрозами и возможностями. При этом на пересечении строк и столбцов можно располагать как различные стратегические мероприятия, обусловленные конкретным сочетанием сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями, так и количественные оценки значимости взаимодействия сильных или слабых сторон с угрозами и возможностями.
Рассмотрим условный пример. Существует предприятие, которое хочет освоить новую продукцию — моторные лодки для отдыха населения. Для определения стратегии проводят SWOT-анализ. Получены следующие результаты, представленные в табл. 1.
Таблица 1 Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны:
|
Слабые стороны:
|
Угрозы:
|
Возможности:
|
Вторым шагом анализа будет количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды. На пересечении строки и столбца ставится экспертная оценка значимости данного сочетания угроз и сильных сторон, возможностей и сильных сторон и прочее. Если угроз; значима для сильных или слабых сторон предприятия, то оценка значимости такого сочетания будет высокой. Таким образом, получаем количественную оценку проблем, возникших на пересечении сильных и слабых сторон предприятия, с угрозами и возможностями внешней среды. Представим эти данные в виде матрицы (табл. 2).
Таблица 2 Количественная оценка сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды
Сильные стороны | Слабые стороны | ||||||
Высокое качество продукции фирмы | Муниципальная помощь | Квалифицированны персонал | Отсутствие новых видов продукции | Слабый маркетинг | Недостаток финансов | ||
Угрозы | Жесткая конкуренция | 5 | 4 | 4 | 5 | 4 | 2 |
Покупатели ожидают разнообразного дизайна | 4 | 1 | 2 | 5 | 3 | 1 | |
Возможности | В данном регионе много озер, прудов и водоемов | 2 | 1 | 1 | 3 | 4 | 3 |
Увеличение числа желающих провести досуг на воде | 2 | 1 | 1 | 3 | 4 | 3 |
Результаты оценки по пятибалльной системе приведены в таблице 3. Суммируя полученные оценки, можно определить общую значимость сильных и слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды (см. табл. 12).
Таблица 3 Количественная оценка сильных ii слабых сторон, угроз и возможностей внешней среды
Сильные стороны: | Слабые стороны: | ||
Высокое качество продукции фирмы | 13 | Отсутствие новых видов продукции | 16 |
Муниципальная помощь | 7 | Слабый маркетинг | 15 |
Квалифицированный персонал | 8 | Недостаток финансов | 9 |
Угрозы: | Возможности: | ||
Жесткая конкуренция | 24 | В данном регионе много озер, прудов и водоемов | 14 |
Покупатели ожидают разнообразного дизайна | 16 | Увеличение числа желающих провести досуг на воде | 14 |
Такой анализ позволяет, исходя из состояния внешней среды, определить, насколько существенны сильные стороны и слабы слабые, а также насколько важны угрозы и возможности, исходя из состояния внутренней среды. При этом сравнивать можно количественные оценки сильных сторон между собой и со слабыми сторонами, так же, как и угрозы можно сравнивать между собой и с возможностями.
Количественная оценка сильных и слабых сторон позволяет расставить приоритеты и на основе этих приоритетов распределять ресурсы между различными проблемами.
После определения количественных характеристик следует сформулировать возникшие проблемы для каждой комбинации сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями. Таким образом, получаем проблемное поле предприятия.
Сформулированные таким образом проблемы могут быть количественно оценены с использованием экспертных оценок сильных и слабых сторон, угроз и возможностей. Количественная оценка проблемы складывается как сумма экспертных оценок комбинаций сильных и слабых сторон с угрозами и возможностями, перекрываемых данной проблемой (см. табл. 4).
Таблица 4 Количественная оценка проблем предприятия
Проблема | Оценка |
Дальнейшее повышение качества, исходя из требований потребителей | 5 |
Освоение передовых технологий | 3 (1+2) |
Обновление ассортимента и повышение разнообразия продукции за счет правительственных субсидий | 5 (4+1) |
Существующий кадровый потенциал в состоянии обеспечить разнообразие дизайна | 2 |
Увеличение объемов продукции | 4 (2+2) |
Получение налоговых льгот, льготных субсидий | 2(1+1) |
Разработка продукции, максимально приближенной к существующим условиям | 1 |
Улучшение качеств, ввод новых технологий | 1 |
Повышение квалификации персонала в области маркетинга | 7 (3+4) |
Получение правительственных субсидий | 6(3+2+1) |
Освоение новой продукции с высоким уровнем качества и разнообразным дизайном | 16 (3+3+5+5) |
Привлечение специализированных маркетинговых служб для проведения исследований | 8 (4+4) |
Аккумуляция денежных средств населения (акционирование, лотереи) | 3 |