Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Власть и управление

Автор(ы): Мирошников О.

Современное общество переполнено сложными системами, количество элементов в которых гораздо больше 100. Для преодоления "кошмара сложности" природа и человек используют различные приёмы моделирования процессов управления.

Одним из них является принцип обратной связи, или принцип иерархического построения структуры системы и управления нею. Его суть в том, что для решения задач управления создаётся (или естественно возникает в ходе эволюции) иерархия подсистем управления – от самой низшей, непосредственно связанной с объектом управления, до самой высшей, уже не связанной с объектом управления. Вышележащая подсистема управляет программой работы нижележащей. В конечном итоге вся система иерархически построенных программ управления направлена на повышение эффективности самой низшей, исполняющей команды системы. Прямая и обратная связь пронизывает всю эту иерархию, служат ее спорой, своеобразной "кристаллической решеткой". Принцип обратной связи, понимаемый как принцип иерархического построения с обязательной обратной связью, имеет всеобщий характер, он является фундаментальным принципом строения любых материальных образований. Это одна из форм, определяющих бытие организованных систем. В политике этот принцип называется принципом демократического централизма.

В качестве примера возьмём такую сложную систему, как народное хозяйство СССР на рубеже 90-х годов. В то время в СССР общественное разделение труда охватывало более 20 млн. наименований учитываемых серийных изделий, а управление своим объектом имело около 45 тыс. специализированных предприятий промышленности, более 30 тыс. строительных предприятий и 50 тыс. предприятий сельского хозяйства, а всего около 2,5 млн. трудовых коллективов. Они вступали между собой в бесконечное число связей, на которые нужно было воздействовать. Административными, бюрократическими методами обеспечить в этих условиях эффективное управление невозможно. Практика показала, что является эффективной даже огромная армия управляющих – на 130 млн. занятых в народном хозяйстве в СССР приходилось 18 млн. управляющих (отношение управляющих к управляемым 1:7, хотя допустимым является 1:25 и более). С другой стороны, нельзя обеспечить эффективное управление в таких условиях и одним только экономическим стимулированием, что подтверждается мировым опытом.

Отсюда следует вывод, что в подобных условиях необходим поиск широкой формы совокупностей интегрирующих экономику факторов и, соответственно, ориентированных на них способов управления.

Поиски какого-то одного универсального метода управления сужают иди сводят на нет возможность данного диалектического противоречия. В то же время мы не можем пользоваться и бесконечным разнообразием способов управления, в котором легко потерять часто единственный оптимальный способ. Для разрешения этого противоречия используется принцип планирования и прогнозирования.

Принцип планирования и прогнозирования позволяет повысить эффективность управления путем поиска оптимального варианта управления и усилении обратной связи между управляемой и управляющей системами. Управленческая практика постоянно показывает, что многие работники аппарата управления склонны оценивать свои возможности по воздействию на общественную жизнь с завышением, полагая главным властно поставить правильную задачу. Однако, в условиях сложного взаимодействии социальных интересов, неизбежны изменения в поведении управляемой системы, которые необходимо предвидеть. На практике абсолютная управляемость достижима лишь в принципе, а в каждый конкретный момент можно говорить лишь об относительной управляемости. Принцип планировании и прогнозирования позволяет предвидеть последствия принимаемых решений, повышая степень управляемости. Этот принцип в теории управления является одним из основных, с давних времён признается почти всеми исследователями, поэтому трудно выделить кого-то одного в качестве автора.

Управленческая деятельность любого масштаба включает в себя ряд обязательных функций, называемых иногда "управленческим циклом". К ним относятся: принятие решения, организация, регулирование, учёт и контроль.

Начинается управленческий цикл с этапа принятия решения. В принятом решении должна быть чётко сформулирована цель, которую нужно достичь, и средства её достижения. Процесс принятия решения имеет важное значение для всей управленческой деятельности. Подсчитано, что управляющий среднего звена принимает в течение рабочего дня до одной тысячи решений. Если он не овладеет искусством принятия решений, то его деятельность будет неэффективной.

К управленческому решению предъявляются следующие требования: научная обоснованность, непротиворечивость цели и средств, выполнимость, понятность для исполнителей, своевременность. Научная обоснованность решения выражается в строгом анализе объекта управления, выявлении его специфики, закономерностей развития, в выяснении необходимости планируемого решения, сравнении различных его вариантов для выявления наиболее оптимального из них.

Выбрав вариант решения, поставив цель, необходимо определить средства её достижения, которые не должны противоречить цели и вести к ней с наименьшими потерями. Несоответствие цели и средств её достижения может привести к большим затратам и превратить процесс управления в процесс разрушения (например, забивание гвоздя микроскопом).

Выбрав оптимальные средства достижения цели, управляющий тем самым обеспечивает выполнимость своего решения. Очень важным является то, чтобы принятое решение было понятным для исполнителей, чтобы они действовали не бездумно, механически, а осознанно, с пониманием своего места и роли в организованном процессе. В таком случае открывается возможность для их собственного творчества, направленного на рационализацию своего труда. Решение, соответствующее всем отмеченным требованием, но принятое несвоевременно, теряет значительную часть своей эффективности, так как неизбежные изменения в объекте управления могут потребовать уже совсем иного, нежели принятие, решения. Следующая функция управления – организация. Она заключается в том, чтобы организовать процесс, направленный на выполнение принятого решения. Организация предполагает оптимальную расстановку людей и техники, обеспечение нормального труда и отдыха исполнителей и т.д.

Очень важной функцией является функция регулирования. Она объективно необходима, так как неизбежно сопротивление среды (сбои, поломки техники и т.д. вплоть до стихийных бедствий). Для выполнения функции регулирования управляющий ДОЛЖЕН иметь различного рода резервы (материальные, людские и т.д.). Отсутствие резервов затрудняет или делает невозможным регулирование организованного процесса.

Для того чтобы организовать и регулировать процесс выполнения принятого решения, управляющий должен иметь оперативную информацию с любого участка работы. Для этого существуют разного рода учет и контроль (бухгалтерский, материально-технический и др.). В современных условиях учёт и контроль невозможен без использования вычислительной техники. Управленческий цикл завершается с выполнением решения и начинается с принятием нового решения.

6
1 2 3 4 5