Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Электронное правительство - инновационный механизм повышения качества государственного управления

Автор(ы): С. М. Ибатуллина, канд. техн. наук, доцент, М. С. Махмутова, канд. физ.-мат. наук, доцент Уфимской государственной академии экономики и сервиса

Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал

О пристальном внимании руководства страны к вопросам реализации задач информатизации государственного управления говорит тот факт, что они постоянно рассматриваются на высшем государственном уровне, ведется законотворческая работа. Приведем лишь некоторые документы, обеспечивающие нормативно- правовую базу создания электронного правительства.

  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 февраля 2008 года (№ пр-212). Утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации». В ней отмечается, что динамика показателей развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры и высоких технологий в России не позволяет рассчитывать на существенные изменения в ближайшем будущем без совместных целенаправленных усилий органов государственной власти, бизнеса и гражданского общества.
  2. 17 июля 2008 года президиум Госсовета во главе с Президентом РФ Дмитрием Медведевым обсуждал вопросы развития в России информационного общества. Президент России отметил: «Уже довольно значительное количество лет мы говорим об электронном правительстве. Никто не спорит с самой идеей, но реально почти ничего не делается. До сих пор отсутствует межведомственный документооборот, и это при том, что он должен стать реальностью уже в 2010 году».

  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 года № 632-р «О концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года».
  4. Постановление Правительства РФ № 478 от 15 июня 2009 г. «О единой системе информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет» (вместе с «Концепцией единой системы информационно-справочной поддержки граждан и организаций по вопросам взаимодействия с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет»).
  5. Постановление Правительства РФ № 796 от 3 октября 2009 г. «О некоторых мерах по повышению качества предоставления государственных (муниципальных) услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг» (вместе с «Правилами организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных (муниципальных) услуг»).
  6. Распоряжение Правительства РФ № 1555-р от 17 октября 2009 г. «О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти».
  7. Постановление Правительства РФ № 1088 от 25 декабря 2009 г. «О единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе «Управление». В соответствии с ним система «Управление» предназначена для решения следующих задач: обеспечение информационно-аналитической поддержки принятия высшими органами государственной власти решений в сфере государственного управления, а также при планировании деятельности этих органов; осуществление мониторинга, анализа и контроля исполнения принятых указанными органами решений, реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации, выполнения приоритетных национальных проектов, реализации мероприятий по оздоровлению российской экономики, процессов, происходящих в реальном секторе экономики, финансово-банковской и социальной сферах, социально- экономического развития субъектов Российской Федерации, эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
  8. Федеральный закон № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 года. Особый интерес в контексте данного материала представляет статья 13 «Информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая в сети Интернет». Факт принятия этого закона крайне важен для начала серьезной работы над обеспечением открытости органов власти. Однако следует отметить, что концепция закона сформулирована так, что динамика и полнота его реализации зависят от тех самых органов власти, на достижение прозрачности деятельности которых он направлен.
  9. Распоряжение Правительства России № 1993-р от 17 декабря 2009 г. Этим распоряжением утверждается сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями. Согласно перечню в числе первоочередных в электронном виде будут предоставляться услуги в сфере образования и науки, в сфере здравоохранения, в сфере содействия занятости населения и записи актов гражданского состояния, услуги в сфере культуры, в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Особый интерес представляют сроки реализации, приведенные в приложении 3 указанного распоряжения. Приведем эту таблицу полностью.

Таблица 1 Этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде

Содержание этапа Предельные сроки реализации этапа
I этап Размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) до 1 декабря 2010 г.
II этап Размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде до 1 января 2011 г.
III этап Обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) до июля 2012 г.
IV этап Обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции) до 1 января 2013 г.
V этап Обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом до 1 января 2014 г.

Сроки реализации мероприятий, с учетом темпов развития информационных технологий в мире, кажутся слишком затянутыми. Однако существует немало проблем, которые требуют первоочередных решений для реализации программы. Остановимся на некоторых из них.

До настоящего времени в государственном секторе управления не сформирована единая структура межведомственного обмена данными в электронной форме. Один из необходимых для этого элементов - признание юридической силы электронных документов на законодательном уровне. Ведь для электронного взаимодействия с гражданами и с другими ведомствами необходимо прежде всего правовое признание электронных документов и уравнивание их с бумажными. Вопрос о юридическом статусе электронного документа необходимо решить в первую очередь, никто не может принимать решения на основе информации, решение может приниматься только на основе документа. В соответствии с Федеральным законом № 1-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об электронной цифровой подписи» применение электронной цифровой подписи (ЭЦП) равнозначно собственноручной подписи в документе на бумажном носителе информации. Однако если учесть, что чаще всего бухгалтерские и налоговые документы в электронном виде в организациях хранятся в базах данных, выполнение требования об использовании ЭЦП оказывается весьма проблематичным. Помимо этого в законе об ЭЦП есть лишь статья, которая регламентирует порядок хранения сертификатов ключа подписи, и только их. О хранении электронных документов в нем не говорится ни слова. Пока на вопрос о юридическом статусе электронных документов не ответят законодательно-нормативные акты, их использование для любого взаимодействия, не регламентируемого Гражданским кодексом, будет проблематичным, а значит, и выполнение программы создания электронного правительства останется под угрозой.

Именно в этом кроется одна из основных причин медленного продвижения в области оказания разного рода электронных услуг. В большинстве случаев организации и граждане обращаются в государственные органы для регистрации и подтверждения своих прав, для защиты своих интересов и т.д. В процессе этих действий появляется значительное количество документов, и их конечный результат - это также документ. Чтобы граждане и организации согласились общаться через Интернет с государством, они должны быть уверены, что все их права будут документированы в электронном виде не менее надежно, чем на бумаге. Сами государственные органы должны быть уверены в целостности и аутентичности представленных гражданами и организациями электронных документов. По-настоящему электронное правительство может заработать только тогда, когда будет сформирована законодательная основа для создания и использования в деловой деятельности электронных документов (работы в этом направлении уже ведутся) [2].

Нельзя также не учитывать, что уже действующие законы «О персональных данных» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» вносят значительные изменения в существующую систему государственного управления. Предстоит перестроить как архитектуру, так и методику использования многих информационных систем (ИС).

Необходимо учитывать и сложности с кадровым обеспечением программы. Помимо квалифицированных ИТ-специалистов на местах (в том числе по ведению баз данных, по информационной безопасности, по интернет-сервисам) на этапах проектирования и внедрения ИС необходимы консультанты по правовым аспектам реализации проекта электронного правительства; специалисты-документоведы по внедрению системы электронного документооборота и межведомственного обмена данными; специалисты по информационной безопасности. Только конгломерат профессионалов способен решить непростую задачу перехода к инновационной технологии государственного управления - электронному правительству.

Литература

  1. Материалы Всемирного экономического форума. Электронный ресурс http://www.cybersecurity.ru/telecommunication/67130.html
  2. Фахретдинов С.И., Ибатуллина С.М. Удостоверяющий центр органов государственной власти Республики Башкортостан. Материалы интернет- конференции. Электронный ресурс http://www.bagsurb.ru/
  3. Электронный ресурс http://ru.wikipedia.org/wiki
  4. Электронный ресурс http://www.elrussia.ru/
2
1