Автор(ы): С. М. Ибатуллина, канд. техн. наук, доцент, М. С. Махмутова, канд. физ.-мат. наук, доцент Уфимской государственной академии экономики и сервиса
Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал
О пристальном внимании руководства страны к вопросам реализации задач информатизации государственного управления говорит тот факт, что они постоянно рассматриваются на высшем государственном уровне, ведется законотворческая работа. Приведем лишь некоторые документы, обеспечивающие нормативно- правовую базу создания электронного правительства.
17 июля 2008 года президиум Госсовета во главе с Президентом РФ Дмитрием Медведевым обсуждал вопросы развития в России информационного общества. Президент России отметил: «Уже довольно значительное количество лет мы говорим об электронном правительстве. Никто не спорит с самой идеей, но реально почти ничего не делается. До сих пор отсутствует межведомственный документооборот, и это при том, что он должен стать реальностью уже в 2010 году».
Таблица 1 Этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде
Содержание этапа | Предельные сроки реализации этапа | |
I этап | Размещение информации об услуге (функции) в Сводном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) и на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) | до 1 декабря 2010 г. |
II этап | Размещение на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) форм заявлений и иных документов, необходимых для получения соответствующих услуг, и обеспечение доступа к ним для копирования и заполнения в электронном виде | до 1 января 2011 г. |
III этап | Обеспечение возможности для заявителей в целях получения услуги представлять документы в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) | до июля 2012 г. |
IV этап | Обеспечение возможности для заявителей осуществлять с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) мониторинг хода предоставления услуги (исполнения функции) | до 1 января 2013 г. |
V этап | Обеспечение возможности получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом | до 1 января 2014 г. |
Сроки реализации мероприятий, с учетом темпов развития информационных технологий в мире, кажутся слишком затянутыми. Однако существует немало проблем, которые требуют первоочередных решений для реализации программы. Остановимся на некоторых из них.
До настоящего времени в государственном секторе управления не сформирована единая структура межведомственного обмена данными в электронной форме. Один из необходимых для этого элементов - признание юридической силы электронных документов на законодательном уровне. Ведь для электронного взаимодействия с гражданами и с другими ведомствами необходимо прежде всего правовое признание электронных документов и уравнивание их с бумажными. Вопрос о юридическом статусе электронного документа необходимо решить в первую очередь, никто не может принимать решения на основе информации, решение может приниматься только на основе документа. В соответствии с Федеральным законом № 1-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об электронной цифровой подписи» применение электронной цифровой подписи (ЭЦП) равнозначно собственноручной подписи в документе на бумажном носителе информации. Однако если учесть, что чаще всего бухгалтерские и налоговые документы в электронном виде в организациях хранятся в базах данных, выполнение требования об использовании ЭЦП оказывается весьма проблематичным. Помимо этого в законе об ЭЦП есть лишь статья, которая регламентирует порядок хранения сертификатов ключа подписи, и только их. О хранении электронных документов в нем не говорится ни слова. Пока на вопрос о юридическом статусе электронных документов не ответят законодательно-нормативные акты, их использование для любого взаимодействия, не регламентируемого Гражданским кодексом, будет проблематичным, а значит, и выполнение программы создания электронного правительства останется под угрозой.
Именно в этом кроется одна из основных причин медленного продвижения в области оказания разного рода электронных услуг. В большинстве случаев организации и граждане обращаются в государственные органы для регистрации и подтверждения своих прав, для защиты своих интересов и т.д. В процессе этих действий появляется значительное количество документов, и их конечный результат - это также документ. Чтобы граждане и организации согласились общаться через Интернет с государством, они должны быть уверены, что все их права будут документированы в электронном виде не менее надежно, чем на бумаге. Сами государственные органы должны быть уверены в целостности и аутентичности представленных гражданами и организациями электронных документов. По-настоящему электронное правительство может заработать только тогда, когда будет сформирована законодательная основа для создания и использования в деловой деятельности электронных документов (работы в этом направлении уже ведутся) [2].
Нельзя также не учитывать, что уже действующие законы «О персональных данных» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» вносят значительные изменения в существующую систему государственного управления. Предстоит перестроить как архитектуру, так и методику использования многих информационных систем (ИС).
Необходимо учитывать и сложности с кадровым обеспечением программы. Помимо квалифицированных ИТ-специалистов на местах (в том числе по ведению баз данных, по информационной безопасности, по интернет-сервисам) на этапах проектирования и внедрения ИС необходимы консультанты по правовым аспектам реализации проекта электронного правительства; специалисты-документоведы по внедрению системы электронного документооборота и межведомственного обмена данными; специалисты по информационной безопасности. Только конгломерат профессионалов способен решить непростую задачу перехода к инновационной технологии государственного управления - электронному правительству.
Литература
← | 2 | |
1 |