Автор(ы): Доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Маленков Ю.А.
Опубликовано: «Материалы международной научной конференции, посвященной 70-летию со дня основания Экономического факультета СПБГУ 14-15 октября 2010 Секции 1-6»
Стратегический выбор курса развития экономики страны является ключевой задачей, от которой зависит успешность крупных преобразований. Нечеткое понимание курса или его различные толкования ведут к реализации известной модели «лебедь, рак и щука», когда различные силы действуют в противоположных направлениях, а результатов нет. В настоящее время в обществе развернулась широкая дискуссия о путях развития. Главным из них сегодня выбран путь модернизации. Но толкование модернизации, ее понимание оказалось настолько неоднозначным и широким, что сущность стратегии модернизации начинает тонуть в ворохе терминов, конгломератах противоположных идей, становится все более неясной
Для эффективной модернизации необходимы ответы на ключевые вопросы о ее сущности и ожидаемых результатах - что такое модернизация, в каких видах и какими путями она может осуществляться, что считать успешной модернизацией, а что неэффективной, какие результаты ожидаются в среднесрочном и долгосрочном периодах, какие ресурсы потребуются и какова будет эффективность их использования?
Новый и сложный процесс модернизации экономики соответственно требует и новых критериев эффективности управления ею.
Без отчетливого понимания и ввода главных критериев модернизации ее успешная реализация будет затруднена или вообще станет невозможной. Опыт перестройки в СССР показал, что когда многие меры проводятся вслепую, без понимания сущности того, что делают и зачем, без количественных оценок эффективности, то никаких результатов ожидать не следует. Так уже 25 лет страна не может справиться с последствиями катастрофических субъективных управленческих воздействий на экономику, которые привели к падению научно-технического потенциала.
Прежде всего, необходимо определить сущность стратегии модернизации. Что такое модернизация и каковы ее существенные характеристики? Типичное понимание модернизации связано с ее толкованием как обновление, внедрение новых процессов, оборудования. Но эффективная модернизация это не просто обновление, а обновление улучшающее процессы производства, услуг и управления. Без улучшения модернизация ведет лишь к растратам ресурсов. Приоритетное значение критерия «улучшение» сегодня недостаточно осознается в управлении. Реализация принципа управления постоянным улучшением всех процессов, что можно назвать постоянной модернизацией, позволила Японии создать мощную экономику даже при отсутствии собственных природных ресурсов. РФ в ближайшее десятилетие также сталкивается с проблемой в связи с исчерпанием ряда природных ресурсов, ростом затрат на добычу их, растущей конкуренцией поставок на мировых рынках. Без непрерывного улучшения техники, технологий и качества труда резкое сокращение притока средств от продаж ресурсов приведет к сильнейшему экономическому кризису.
Для реализации главного результата модернизации - поворота от экономики экспорта ресурсов к экономике высокотехнологичного и наукоемкого производства и экспорта продуктов и услуг, обеспечивающих занятость и рост жизненных стандартов населения, необходима новая организация управления модернизацией экономики. Одним из главных требований к эффективному управлению модернизацией является управление по многоцелевым критериям, а не по затратным показателям таким, например, как «на реализацию проектов направлено столько – то млн. или млрд. руб.», которые являются лишь продолжением затратного механизма экономики СССР. Важно, что и как улучшается по сравнению с мировыми аналогами. Конкуренция с мировым уровнем должна быть в каждой организации, а не только в экономике по ВНП на душу населения и другим агрегированным показателям, так как экономика интегрирует конкурентоспособность организаций, а не наоборот.
Что следует считать главными критериями эффективности управления модернизацией? Наиболее важными управленческими критериями модернизации следует считать: непрерывное улучшение всех процессов на основе инноваций (осязаемые рост качества, снижения удельных затрат ресурсов, конкурентное превосходство); долгосрочные устойчивые темпы роста, крупномасштабные, а не рекламные единичные инновации и проекты, гарантирующие экономический эффект; снижение удельных затрат ресурсов и энергии; рост производительности труда; обеспечение занятости населения; рост заработной платы, опережающий инфляцию.
Ряд попыток реорганизации российской экономики в последние десятилетия не привел к крупным инновационным сдвигам. Производственные и управленческие процессы и функции тысяч российских организаций застыли и не создают никаких инновационных результатов. Процесс остановки развития многими руководителями даже не осознается, считается чем-то естественным. Бюрократия, как малых, так и крупных организаций при отсутствии четких критериев управления модернизацией свои крупные провалы по - прежнему называет успехами. Парадоксально, но в России даже компьютеризация стала одним из инструментов бюрократии, вместо эффективного средства борьбы с ней. Изменить ситуацию можно только введя новые критерии управления модернизацией в регионах, отраслях и крупных корпорациях, которые следует связать с финансированием и доступом к дешевым кредитам, поддерживаемым государством.
Новыми интегральными критериями эффективности управления модернизацией российской экономики целесообразно принять: «Улучшение по сравнению с передовыми мировыми аналогами» (конкурентоспособность), «Рост жизнеспособности» (устойчивость), «Полный экономический результат и экономическая эффективность».
Для оценки успешности стратегии модернизации целесообразно в регионах, отраслях и крупных корпорациях ввести систему из 10- 15 критериев отражающих успешность процесса модернизации. Без количественных оценок эффективности управления модернизацией в регионах, отраслях и корпорациях будет крайне проблематично обеспечить реализацию поставленных целей и убрать препятствия на пути модернизации экономики.