Автор(ы): А. Н. Дегтярев, д-р экон. наук, профессор, ректор Уфимской государственной академии экономики и сервиса
Опубликовано: Экономика и управление: научно-практический журнал
Л.И.Абалкин повествует об опыте и формировании российской школы экономической мысли, основываясь также на ретроспективном анализе деятельности академиков-экономистов Российской академии наук, учрежденной, как известно, Петром I в 1724 г.
XVIII век для России был эпохой невиданного развития, и это отразилось на деятельности молодой академии наук, устремившей свои ученые умы к познанию окружающего мира и самой России. Многочисленные экспедиции и исследования своего бескрайнего государства и движение экономической мысли Запада привели российский ученый мир к необходимости включения в структуру Академии наук отделения политической экономии и статистики. Это было осуществлено в 1803 г., а первым российским академиком-экономистом в 1804 г. был избран Андрей Шторх, автор многочисленных трудов по экономике, среди которых наиболее значимым и сыгравшим, как пишет Л.И.Абалкин, «немалую роль в определении позиций российской экономической школы» был «Курс политической экономии или изложение начал, обусловливающих народное благоденствие». Именно после этого начинается продолжавшаяся в течение столетия дискуссия о материальном (по А.Смиту) и нематериальном (по А.Шторху) производстве и соответственно о двух системах ценностей, принимаемых обществами на Западе и в России.
Л.И.Абалкин делает заключение: «По мнению Шторха, не только материальное производство, но также просвещение и культура образуют второй, непременный источник богатства», что вызвало полемику между Сэем и Шторхом, но в этом споре о признании широкой трактовки производительного труда Шторх оказался победителем».
Вслед за фигурой А.Шторха в историческом эссе Л.И.Абалкина перед нами проходит галерея портретов его последователей и преемников в академической среде: К.Герман, К.Арсеньев, Н.Бунге, И.Янжул, П.Струве. Каждый из них, как известно, был самостоятельной и незаурядной личностью, однако всех их объединяла ключевая позиция российских экономистов - в вопросе приоритетности общего или индивидуального блага, интересов государства или отдельной его ячейки. Л.И.Абалкин добросовестно прослеживает развитие этого концепта во взглядах научной экономической элиты России - от Шторха до Янжула, предпоследнего дореволюционного российского академика-экономиста и «член-корра» академии, профессора Московского университета А.И.Чупрова, который считал, что политическая экономия должна изучать народное хозяйство в его историческом развитии.
Нам хорошо известна историческая роль государства в формировании всех основных российских институтов, что, естественно, не могло не оказать влияния на российскую экономическую мысль, равно как и традиции православия и соборности, сформировавшиеся в рамках восточного христианства. Именно поэтому, как отмечает Л.И.Абалкин, «теория предельной полезности и маржинализм не получили в России широкого распространения... Российской экономической мысли ближе были социальная теория распределения и объявленная М.И.Туган-Барановским верховная ценность человеческой личности...».
Кроме того, учитывая, что подавляющее большинство российского населения составляли крестьяне, изучение эволюции крестьянского хозяйства в России, отмечает Л.И.Абалкин, всегда было одним из главных направлений и особенностью экономических исследований и породило идеи крестьянского социализма и других реформ. И тут же он с сожалением констатирует: «Сегодня уровень интеллектуальной проработки аграрных проблем на два порядка ниже, чем сто лет назад».
Российская школа экономической мысли сложилась в конце XIX - начале XX века, считает академик РАН Л.И.Абалкин, и он в своих статьях и книгах дает краткие, но очень емкие оценки научному вкладу наших ведущих экономистов этого периода. Среди них Л.Б.Кафенгауз и В.Л.Железнов, отстаивавшие идеи местного самоуправления как противовес монополизму, М.И.Туган-Барановский, внесший огромный вклад в теоретическое обоснование проблем кооперации и ее практическое развитие. А.И.Чупров, заведующий кафедрой политической экономии и статистики Московского университета, известный приверженец кустарных артелей и сельской общины, отмечен Л.И.Абалкиным как ученый, который был «одним из первых, кто сформулировал понятие "административная система" и дал ей развернутую критику».
Интересны взгляды Л.И.Абалкина на роль Г.В.Плеханова в развитии российской экономической мысли. Известно, что этот выдающийся представитель российской общественной мысли рубежа XIX-XX вв. редко упоминается в современной науке. Тем не менее, как указывает Л.И.Абалкин, его взгляды имели существенное значение для становления и развития ее на будущее и не утратили своей актуальности и поныне. Он пишет о Г.В.Плеханове: «говоря о нем, мы имеем перед собой человека удивительного с точки зрения энциклопедичности знаний, человека, который по интеллекту, образованию, полемическому таланту, влиянию на умы людей стоял на уровне лучших европейских мыслителей XIX столетия».
Во всем многообразии научного наследия предстает перед нами в одной из работ Л.И. Абалкина Н.Д. Кондратьев. Всемирно известный ныне автор «больших циклов конъюнктуры» показан не просто как незаурядный ученый, разделивший сполна судьбу своей эпохи, но как теоретик планетарного масштаба, заложивший особую философскую основу (дуалистическая диалектика сущего и должного) своих теоретических построений.
Основоположник теории больших волн или долговременных циклов конъюнктуры -колебаний экономической активности мировых экономик, как представляет его нам Л.И.Абалкин, имел еще ряд безусловных заслуг в науке, нашедших отражение в его трудах, посвященных сельскому хозяйству, статистическому анализу экономики, прогнозному (индикативному) планированию социалистического хозяйства. Шаг за шагом анализируя продвижение Н.Д.Кондратьева к открытию объективных экономических зависимостей макроэкономического порядка, Л.И.Абалкин констатирует: «Еще никогда не было (и вряд ли когда-нибудь будет), чтобы теория возникала сразу в законченном виде, охватывая все связи и опосредования изучаемой сферы. Ценность любой подлинно научной теории - в ее способности к развитию и самообогащению, в ее возможности интегрировать новые знания. Всеми этими качествами и обладала теория больших циклов Н.Д.Кондратьева. Именно это делает ее современной и актуальной».
В этот период появляются работы В.И.Орлова, Ю.Э.Янсона, дополнившие экономическую науку исследованиями, посвященными статистическому анализу хозяйствования в различных регионах Российской империи. Автор известной работы «Судьбы капитализма в России» (1882) В.П.Воронцов полемизировал с апологетами капиталистического пути развития, доказывая возможность перехода к социализму, минуя капитализм. В свою очередь А.И.Чупров, следуя теории немецкого экономиста Ф.Листа, относившегося к немецкой исторической школе, показал, что каждой стране присущ свой опыт развития, иными словами, выступал за многообразие мир-систем (о чем мировая наука узнает лишь через 100 с лишним лет из трудов нашего современника И.Валлерстайна).
В эту же пору в экономической науке России ярко блеснул своим недюжинным умом и научной основательностью И.И.Янжул, «строгий последователь исторической школы».
Великолепно «выписан» Л.И.Абалкиным портрет одного из любимых мною российских ученых-экономистов и государственных деятелей - С.Ю.Витте. Вначале дан исторический портрет этой выдающейся, но весьма противоречивой личности, затем развернутая картина его научного поиска и самоопределения как ученого, отражающего теорию реалистической, или национальной экономии. И, наконец, представлена его профессиональная деятельность на государственном посту по внедрению его теоретических воззрений о государственном регулировании экономики и протекционистской политике правительства.
Приведем несколько наиболее важных моментов из очерка о С.Ю.Витте. В 1899 г. вышла книга С.Ю.Витте «Национальная экономия и Фридрих Лист», позволяющая, как отмечает Л.И. Абалкин, «выявлять базовые, хотя и менявшиеся со временем теоретические подходы автора к решению ключевых вопросов развития российской экономики». Анализируя научные воззрения С.Ю.Витте как ученого-экономиста в неразрывной связи с его государственной деятельностью, Л.И.Абалкин обозначает несколько узловых моментов, характеризующих экономические взгляды С.Ю.Витте.
Первым делом он определяет С.Ю.Витте как выразителя идей реалистической, или национальной экономии, критиковавшего классическую школу за ее космополитизм и формализованный подход к индивидууму, не учитывающий, говоря современным языком институциональной теории «past dependence» того общества, в котором данный индивидуум прошел свой, исключительно присущий именно этому обществу путь эволюции. Учитывая эти взгляды, думается, мы можем отнести С.Ю.Витте к числу одного из первых российских институционалистов.
Кроме того, в работе Л.И.Абалкина, посвященной экономическим воззрениям С.Ю.Витте, он представлен как сторонник государственного регулирования экономики, что также дистанцировало его от представителей классической школы. В этой связи, а также учитывая историческую эпоху, в рамках которой происходили описываемые события, становится логичной его неуклонная позиция как государственного деятеля, всемерно поддерживающего царизм как форму государственности. В то же время эволюция взглядов просвещенного и всемогущего царедворца привела его к необходимости высказать царю идею, направленную на снятие социальной напряженности в политизированном обществе: так родился царский Манифест 17 октября 1905 г., даровавший ряд, пусть и эфемерных, но все же новых свобод.
← | 2 | → |
1 | 3 |