Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Целевые группы в инновационных организациях



Под группой понимают двух и более лиц, занятых однородной деятельностью, с тесным межличностным взаимодействием. Объединение в группы наиболее творческих и инициативных работников позволяет решать следующие основные задачи:

  • максимально использовать творческий потенциал работников;
  • привлекать работников к процессу управления и повышать их чувство ответственности в целом;
  • повышать квалификацию работников за счет обмена знаниями.

При выполнении сложных исследований и разработке проектов обычно выделяют:

  • группу руководителей, состоящую из главного руководителя (главного специалиста) и его непосредственных заместителей;
  • целевую (рабочую) группу, которая состоит из лиц, работающих вместе над одной проблемой (как правило, в одном здании);
  • комитеты — существующие и вновь создающиеся подразделения организации, которым делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания или комплекса заданий. Комитеты называют иногда комиссиями или советами.

Широко распространена практика формирования целевых групп из специалистов (ученых), работающих в различных научно-исследовательских подразделениях фирмы или приглашенных со стороны.

Эффективность работы таких групп зависит от ряда факторов: состава и размеров, групповых норм, статуса и функциональной роли членов группы, сплоченности или конфликтности коллектива.

Перед формированием целевой группы (временного творческого коллектива) необходимо провести тщательный морфологический анализ, в результате которого общая задача должна быть разбита на ряд подзадач с выявлением возможных альтернатив их решения. Каждая подзадача, в свою очередь, может быть разбита на этапы. При разделении поставленной задачи на подзадачи каждый исполнитель должен знать концепцию разработки всего объекта. Необходим также банк данных по всем возможным исполнителям работы.

Руководитель группы определяет количество исполнителей каждой подзадачи исходя из того, что один исполнитель выполняет дватри (возможно, более) этапа работы. На стадии разработки и реализации инновационных идей, выдвигаемых целевыми группами, могут создаваться так называемые проектные группы с большим количеством исполнителей и большими масштабами выполняемых работ.

Фактическим организатором работы по привлечению и развитию персонала является менеджер конкретного инновационного проекта. Он воплощает свою идею и материально (морально) заинтересован в конечном результате (внедрении новшества).

Даже при очень тщательном подборе исполнителей почти всегда имеется различие по степени их подготовленности и решения возлагаемых задач. Поэтому необходимо предусматривать обучение менее опытных исполнителей более квалифицированными. Оно может быть организовано в виде краткосрочных занятий или предварительного обучения до создания целевых групп. Для специалистов могут проводиться также специальные семинары, программы которых должны быть всеохватывающими. Наиболее важные вопросы таких программ — ознакомление участников семинара с особенностями организации работ в проектных и целевых группах, со спецификой планирования, принципами установления приоритетности выполнения работ, методами поиска оптимальных решений на основе анализа реальных ситуаций. На семинаре специалисты-исполнители знакомятся с будущим руководителем проекта, который должен провести несколько семинарских занятий. Это позволяет установить контакты между участниками семинара и подготовить их к предстоящей деятельности. По окончании семинара его участникам могут быть выданы специальные сертификаты на право работы над инновационным проектом. В развитых странах Западной Европы, а также в США и Японии практикуется создание межфирменных целевых и проектных групп. В их состав привлекаются специалисты из внешних исследовательских организаций. В результате такой кооперации от фирмы могут отделяться новые инновационные структуры.