Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Международные стандарты по системам качества



Международные стандарты по системам качества создавались под влиянием повышения требований потребителей к качеству продукции, усиливающегося риска приобретения некачественной продукции и отсутствия общепринятого подхода к оценке способности поставщиков гарантировать качество продукции. В 80-е годы прошлого столетия Технический комитет Международной организации по стандартизации (ISO/ТК 176) разработал с учетом национального британского стандарта (BS 5750, 1979), стандарта NATO и американского стандарта (1958 г.) семейство международных стандартов ISO 9000, которые были введены в действие в 1987.

В 1994 Техническим комитетом Международной организации по стандартизации (ISO) создается более совершенная версия стандартов по системам качества ISO 9000:1994, которая включала ряд стандартов, предназначенных для ситуации, когда отношения между поставщиком и потребителем регулируются контрактом (хозяйственным договором), для не контрактной ситуации и ряд вспомогательных стандартов. Стандарты серии ISO 9000:1994 носили универсальный характер, охватывая все возможные сферы производства продукции (товаров и услуг).

Стандарты серии ISO 9000:1994 содержали:

  • концепции внутреннего руководства качества;
  • модели внешнего обеспечения качества;
  • порядок оценки систем качества внешней стороной.

Уже в 1998 году стандарты ISO 9000:1994 применялись как национальные в 90 странах мира (напомним, что всего стран в мире более 180 и причем примерно половина из них производит 95% мирового объёма продукции и услуг. В декабре 2000 была введена в действие новая версия семейства международных стандартов ISO 9000: 2000. Часть прежних стандартов были слиты воедино, а некоторые преобразованы в методические материалы, технические отчеты и справочники. Новая версия состоит из следующих нормативных документов:

  1. ISO 9000:2000. Системы управления качеством. Основополагающие принципы и словарь. (вместо ISO 8402:1994 и ISO 9000-1:1994). Отдельные положения отменных стандартов изданы также в виде брошюры «Руководство по выбору и применению».
  2. ISO 9001:2000. Системы управления качеством. Требования (вместо ранее действовавших стандартов ISO 9001, ISO 9002, ISO 9003 версии 1994 г.).
  3. ISO 9004:2000. Системы управления качеством. Руководства по улучшению показателей.
  4. ISO 9011:2000. Системы управления качеством. Указания по аудиту систем качества и экологического управления средою.
  5. ISO10012. Системы управления качеством. Обеспечение качества измерительного оборудования.

Стандарты ISO 9001 и ISO 9004 могут применяться отдельно или как согласованная пара (вначале при внедрении системы – ISO 9001 и ISO 9004 или только ISO 9001, а затем по мере совершенствования организации и углубления работы по качеству также и ISO 9004). Принципиальная особенность стандартов серии ISO 9000:2000 состоит в применимости их ко всем без исключения видам деятельности. Кроме того, существуют международные стандарты ISO 14001:1996, которые устанавливают требования к системе экологического менеджмента (применимы к организациям всех типов и масштабов в любых географических, культурных и социальных условиях).

Тесно связаны со стандартами ISO 9000 и ISO 14001 международные стандарты OHSAS 18001:1999. «Система управления профессиональной безопасностью и здоровьем», которые разработаны на базе национальных стандартов Великобритании.