Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Методы мотивации



Методы мотивации — это способы управленческих воздействий на персонал для достижения целей организации. Эти методы основаны на действии законов и закономерностей управления; они предполагают использование управленческим аппаратом фирмы различных приемов влияния на персонал для активизации его деятельности.

Мотивационные методы классифицируют по объектам мотивации, используемым стимулам, видам потребностей, направленности и т. д. (табл. 1). Руководителям следует применять их в практической деятельности не как разрозненные и самостоятельные способы мотивации, а как целостную систему.

Таблица 1. Классификация методов мотивации

Признак Метод мотивации
Объект мотивации Коллектив
Отдельные сотрудники
Организационное поведение женщин
Начинающие сотрудники
Опытные сотрудники
Стимулы Экономические (материального стимулирования):
  • заработная плата;
  • премии;
  • денежное вознаграждение;
  • материальная помощь, ссуды;
  • участие в прибыли.
Неэкономические:
а) организационные:
  • участие в делах организации;
  • мотивация перспективой;
  • делегирование задач и полномочий;
  • мотивация обогащением содержания труда.
б) морально-психологические:
  • похвала;
  • одобрение;
  • поддержка;
  • порицание;
  • признание заслуг;
  • уважение и доверие.
Вид потребности (согласно теории А. Маслоу) Удовлетворение физиологических потребностей подчиненных
Потребность в защищенности и безопасности
Причастность и принадлежность
Уважение и признание
Самовыражение
Направленность (согласно теории подкрепления) Положительное подкрепление
Отрицательное подкрепление
Гашение действий
Наказание