Методы мотивации — это способы управленческих воздействий на персонал для достижения целей организации. Эти методы основаны на действии законов и закономерностей управления; они предполагают использование управленческим аппаратом фирмы различных приемов влияния на персонал для активизации его деятельности.
Мотивационные методы классифицируют по объектам мотивации, используемым стимулам, видам потребностей, направленности и т. д. (табл. 1). Руководителям следует применять их в практической деятельности не как разрозненные и самостоятельные способы мотивации, а как целостную систему.
Таблица 1. Классификация методов мотивации
Признак | Метод мотивации |
Объект мотивации | Коллектив Отдельные сотрудники Организационное поведение женщин Начинающие сотрудники Опытные сотрудники |
Стимулы | Экономические (материального стимулирования):
а) организационные:
|
Вид потребности (согласно теории А. Маслоу) | Удовлетворение физиологических потребностей подчиненных Потребность в защищенности и безопасности Причастность и принадлежность Уважение и признание Самовыражение |
Направленность (согласно теории подкрепления) | Положительное подкрепление Отрицательное подкрепление Гашение действий Наказание |