Представленные инвесторам инновационные проекты должны быть проанализированы по единой системе показателей. По всем вариантам проекта информационная база, точность и методы определения стоимостных и натуральных показателей должны быть сопоставимы.
Сопоставимость представленных проектов определяется:
Стоимостные показатели по вариантам проектов рассчитываются с учетом инфляционного фактора. Варианты инновационных проектов должны иметь одинаковую маркетинговую проработку, одинаковый подход к оценке риска инвестиционных вложений и неопределенность исходной информации.
Сопоставимость вариантов обеспечивается приведением к одному объему производимой продукции, как правило, по новому варианту, к одним срокам, одному уровню качества.
Многовариантность мероприятий по проекту — важнейший принцип менеджмента. Всегда надо помнить о мультипликативном соотношении 1:10:100:1000, когда один доллар экономят на принятии упрощенного решения на стадии его формирования, а 10, 100, 1000 дол. теряют на последующих стадиях жизненного цикла решения.
В условиях рыночной экономики вариант инновационного проекта выбирается с учетом интересов инвестора на основании отечественного и зарубежного опыта, а также опыта отечественных конкурентов.
При сравнении вариантов необходимо придерживаться принципов системного подхода; одним из важнейших среди них является эмерджентность системы, когда обусловливается неравенство совокупного эффекта по сравнению с эффектами, полученными от раздельного проведения мероприятий по проекту. Инновационный проект требует учета всего комплекса мероприятий.
Другой принцип системного подхода показывает, что значительная продолжительность жизненного цикла инноваций приводит к экономической неравноценности осуществляемых в разное время затрат и получаемых результатов. Это противоречие можно устранить с помощью метода приведенной стоимости, или дисконтирования, состоящего в приведении затрат и результатов к одному моменту. В качестве такого момента можно принимать год начала реализации инновационного проекта и данные этого года. Дисконтирование показывает, что любая сумма денег, которая будет получена в будущем, в настоящее время обладает меньшей ценностью. Деньги реальны только при их наличии. Метод дисконтирования (приведения стоимости) позволяет учесть фактор времени во многих финансовых вычислениях, и для фирмы, например, деньги важно получить сегодня, а не завтра. Вообще откладывать получение денег рискованно: при неблагоприятных обстоятельствах они принесут меньший доход, чем ожидалось, а могут и вовсе не поступить.
Разность между будущей стоимостью и текущей стоимостью называется дисконтом. Коэффициент дисконтирования рассчитывают по формуле сложных процентов:
Метод начисления по сложным процентам заключается в том, что в первом периоде начисление проводится на первоначальную сумму кредита. Затем к сумме прибавляются начисленные проценты, и в каждом последующем периоде проценты начисляются на уже наращенную сумму. Следовательно, база для начисления процентов постоянно изменяется.
Данный метод иногда называют "процент на процент". Чем ниже ставка процента и меньше период времени t, тем выше современная величина будущих доходов. Таким образом, с помощью дисконтирования определяется чистая текущая стоимость проекта. Ее называют также чистым приведенным доходом.
Существуют стандартные таблицы дисконтных множителей, что облегчает процедуру дисконтирования и обоснование выбора проекта.