Методы удовлетворения основных потребностей персонала фирмы
Руководитель должен тщательно наблюдать за подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Так как со временем эти потребности меняются, то нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, будет эффективна все время.
Приведем основные методы, с помощью которых менеджеры могут удовлетворить потребности подчиненных во время трудового процесса.
Физиологические потребности:
- предоставлять работникам невысокую оплату труда, обеспечивающую выживание;
- предлагать людям хорошие условия работы с точки зрения освещенности, уровня шума, температуры и т. п.
Потребности в безопасности и защищенности:
- создать ясную и надежную систему социального страхования;
- применять четкие и справедливые правила регулирования деятельности работников;
- оплачивать труд выше прожиточного минимума;
- не привлекать подчиненных к принятию рискованных решений и совершению рискованных действий;
- обеспечивать гарантии стабильной работы, медицинского обслуживания, получения пенсий;
- обеспечивать возможности обучения и образования для создания стабильности в работе.
Потребности в причастности и принадлежности:
- использовать элементы фирменного стиля и корпоративной культуры (униформа, знамя, гимн фирмы, ритуалы, традиции, обряды);
- предоставлять сотрудникам такую работу, которая позволяла бы им общаться;
- создавать на рабочих местах дух единого коллектива, команды;
- конструктивно работать с возникшими неформальными группами, не препятствовать их существованию, если они не наносят организации ущерба;
- создавать условия для социальной активности членов организации вне ее рамок;
- периодически напоминать сотрудникам, особенно занимающим невысокие должности, что руководство и коллеги их ценят.
Потребности в уважении и признании:
- предлагать подчиненным более содержательную, интересную, ответственную работу;
- относиться к сотрудникам и подчиненным с уважением;
- высоко оценивать проявленную инициативу, творческое отношение к делу, использовать различные формы выражения признания заслуг подчиненных;
- привлекать подчиненных к формулированию целей организации и выработке решений, прислушиваться к их мнению;
- делегировать подчиненным дополнительные задачи и полномочия;
- способствовать продвижению подчиненных по служебной лестнице, обеспечивать возможности обучения и переподготовки, которые повышают уровень их профессионализма;
- обеспечивать достойные, комфортные условия на работе, адекватную оплату труда, внешние символы служебного статуса (названия должностей, титулы, звания).
Потребности подчиненных в самовыражении:
- обеспечивать подчиненным возможности для обучения и развития, которые позволили бы полностью использовать их потенциал;
- поручать подчиненным сложную и важную работу, требующую от них полной отдачи, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач;
- поощрять и развивать у подчиненных творческие способности, привлекать их к работе, требующей изобретательности и созидательности;
- привлекать подчиненных к общественной деятельности в организации.