Существуют международные стандарты качества. Наибольший интерес представляет японский промышленный стандарт и стандарты ISO 9000.
Японский промышленный стандарт. В Японии разработана спецификация для TQM, которая опубликована как стандарт Z8101 -1981. В соответствии с этим стандартом эффективное внедрение контроля качества делает необходимым кооперацию всех сотрудников компании, вовлекая в этот процесс ее руководство, менеджеров, мастеров и рабочих во всех областях деятельности корпорации, таких, как анализ рынка, исследования и разработки, планирование продукта, подготовка производства, закупки, производство, инспектирование, сбыт, послепродажное обслуживание, финансовый контроль, управление персоналом, обучение и т. п.
Стандарты качества ISO 9000. Серия стандартов ISO 9000 - это ряд международных документов, разработанных техническим комитетом Международной организации по стандартизации (ISO) для гармонизации большого числа международных и национальных стандартов. Она устанавливает единые требования к качеству проектирования и производства продукции (услуг), а также сопутствующего сервиса. Серия стандартов ISO 9000 предназначена для сертификации систем у правления качеством компании {company quality system, CQS) Обычно система CQS определяется как организационная структура и менеджмент, реализующие ответственность, процедуры, процессы и ресурсыдлядостижения заданного уровня качества продукции и сопутствующего сервиса. Если система управления качеством компании удовлетворяет требованиям серии стандартов ISO 9000, то компания сертифицируется аккредитованным в странах — членах ISO регистратором, официально представляющим ISO, и регистрируется в Директорате ISO. Получение компанией сертификата SSO 9000 гарантирует ее потребителям качество продукции на уровне мировых стандартов.
Серия стандартов ISO 9000 состоит из пяти групп документов:
Три группы документов (ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003) являются базовыми для системы управления качеством любой компании сферы материального производства и сервиса, имеющей сертификат ISO, и описывают модели достижения заданного качества на всех этапах создания и доведения товара (услуги) до конечного потребителя. Две группы документов (ISO 9000, ISO 9004) являются руководствами и содержат руководящие инструктивные материалы:
ISO 9000 - по выбору модели для утверждения качества, ISO 9004 -по проектированию, внедрению и сертификации системы управления качеством компании. Процедура сертификации включает четыре этапа.
выполнение возможных корректировок системы CQS по замечаниям регистратора; получение сертификата ISO 9000 и регистрацию компании в реестре сертифицированных компаний.
Серия стандартов качества ISO 9000 и концепция всеобщего управления качеством TQM дополняют друг друга, имея общую цель - максимальное удовлетворение запросов потребителя через качество товара и сопутствующего сервиса.