Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Международные стандарты качества



Существуют международные стандарты качества. Наибольший интерес представляет японский промышленный стандарт и стандарты ISO 9000.

Японский промышленный стандарт. В Японии разработана спецификация для TQM, которая опубликована как стандарт Z8101 -1981. В соответствии с этим стандартом эффективное внедрение контроля качества делает необходимым кооперацию всех сотрудников компании, вовлекая в этот процесс ее руководство, менеджеров, мастеров и рабочих во всех областях деятельности корпорации, таких, как анализ рынка, исследования и разработки, планирование продукта, подготовка производства, закупки, производство, инспектирование, сбыт, послепродажное обслуживание, финансовый контроль, управление персоналом, обучение и т. п.

Стандарты качества ISO 9000. Серия стандартов ISO 9000 - это ряд международных документов, разработанных техническим комитетом Международной организации по стандартизации (ISO) для гармонизации большого числа международных и национальных стандартов. Она устанавливает единые требования к качеству проектирования и производства продукции (услуг), а также сопутствующего сервиса. Серия стандартов ISO 9000 предназначена для сертификации систем у правления качеством компании {company quality system, CQS) Обычно система CQS определяется как организационная структура и менеджмент, реализующие ответственность, процедуры, процессы и ресурсыдлядостижения заданного уровня качества продукции и сопутствующего сервиса. Если система управления качеством компании удовлетворяет требованиям серии стандартов ISO 9000, то компания сертифицируется аккредитованным в странах — членах ISO регистратором, официально представляющим ISO, и регистрируется в Директорате ISO. Получение компанией сертификата SSO 9000 гарантирует ее потребителям качество продукции на уровне мировых стандартов.

Серия стандартов ISO 9000 состоит из пяти групп документов:

  • ISO 9000 — Управление качеством. Утверждение стандартного качества: Руководящие правила для выбора и использования стандартов ISO 9001,ISO 9002,ISO 9003;
  • ISO 9001 — Система качества: Модель для утверждения качества в проектировании, подготовке производства, производстве, внедрении и сервисе:
  • ISO 9002 — Система количества: Модель для утверждения качества в производстве, интернешнл всервисе;
  • ISO 9003 — Система качества: Модель для утверждения качества в конечном контроле и тестировании;
  • ISO 9004 — Управление качеством: Руководящие правила для применения системы управления качеством компании и ее элементов.

Три группы документов (ISO 9001, ISO 9002 и ISO 9003) являются базовыми для системы управления качеством любой компании сферы материального производства и сервиса, имеющей сертификат ISO, и описывают модели достижения заданного качества на всех этапах создания и доведения товара (услуги) до конечного потребителя. Две группы документов (ISO 9000, ISO 9004) являются руководствами и содержат руководящие инструктивные материалы:

ISO 9000 - по выбору модели для утверждения качества, ISO 9004 -по проектированию, внедрению и сертификации системы управления качеством компании. Процедура сертификации включает четыре этапа.

  1. Обследование фирмы. Заключается в обследовании и анализе фирмы с точки зрения качества ее продукции и сопутствующего сервиса, соответствующей системы CQS, создании рабочей группы с участием представителя ISO; разработке рабочего плана.
  2. Проектирование системы управления качеством компании (CQS). Включает следующие шаги: выбор стандарта документации ISO (9001,9002 или 9003) и подготовку руководства по системе CQS;
    проектирование новой системы CQS, отвечающей требованиям ISO;
    детальное документирование новой системы CQS, в том числе учебник качества, генеральные процедуры контроля, оперативные инструкции персоналу и формы статистического контроля качества.
  3. Развертывание системы. Предполагает работу с персоналом в плане сертификации, обучение новым процедурам и инструкциям, апробацию новой системы CQS(v течение определенного времени), внешний и внутренний аудит, разработку практических приложений системы.
  4. Сертификация. Включает конечное обследование системы CQS, проводимое внутренними аудиторами (персонал высшего менеджмента фирмы); инспекцию, проводимую регистратором ISO;

выполнение возможных корректировок системы CQS по замечаниям регистратора; получение сертификата ISO 9000 и регистрацию компании в реестре сертифицированных компаний.

Серия стандартов качества ISO 9000 и концепция всеобщего управления качеством TQM дополняют друг друга, имея общую цель - максимальное удовлетворение запросов потребителя через качество товара и сопутствующего сервиса.