Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Принцип декомпозиции



Многовековый опыт человеческой деятельности и теоретическое обобщение его результатов выработали определенные правила формирования структур субъектов деятельности, выполнение которых даже в самом общем случае обеспечивает приемлемое качество организации процессов деятельности. Наиболее общие подходы к решению этих задач можно сформулировать в виде определенных принципов декомпозиции.

В соответствии с логикой, любой субъект деятельности структурируется, прежде всего, по территориальному признаку. Таким путем образуются территориально разобщенные части единого субъекта. Это могут быть отдельные предприятия, подразделения, филиалы или иные структурные единицы бизнеса (СЕБ).

Любая целостная система деятельности, как и любая в ее составе структурная единица декомпозируются на две подсистемы: производственный объект и управляющий (руководящий) субъект.

Декомпозиция производственного объекта осуществляется на основе следующих принципов:

  • выделения в его составе подразделений с учетом выполнения требований минимального объема деятельности;
  • придания им определенных форм внутрипроизводственной специализации;
  • формирования вертикальной структуры подразделений по схеме «цех – участок – поточная линия – бригада»;
  • придания выделенным элементам статуса экономического субъекта или субъекта внутреннего предпринимательства;
  • формирования горизонтальных структур процессов (бизнес-процессов) на принципах инжиниринга;
  • создания необходимых подразделений материально-технического обеспечения.

Сформированная структура специализированных подразделений и взаимосвязей между ними в процессе осуществления деятельности называется производственной структурой.

Декомпозиция управляющего субъекта осуществляется на основе следующих принципов:

  • формирования контуров линейного, функционального, матричного, диагонального, целевого, венчурного, дивизионального управления;
  • формирования органов централизованного и децентрализованного менеджмента по функциям организации, планирования, учета, анализа, контроля, регулирования и т.п.;
  • формирования подсистем управления по стадиям осуществления бизнес-процессов, начиная от их технической и материальной подготовки до реализации продукции и работы на рынке, охватывая кадровое, финансовое, информационное обеспечение, ремонтную и иные сервисные функции.

Структуру управляющего субъекта называют организационной структурой управления.