Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Управление процессом создания нового изделия



Подготовка производства к выпуску новых изделий на предприятии носит комплексный характер и делится на внутреннюю и внешнюю. Внешнюю подготовку осуществляют проектные и научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, в том числе инновационные фирмы. Внутренняя подготовка проводится непосредственно на предприятии. Однако и в том, и в другом случае, как и в других областях управления, предприятием, исходным пунктом стратегии управления внедрением новой техники (изделия, товара) является получение необходимой информации. Информационное обеспечение стратегии управления внедрением нового изделия — составная всей информационной системы предприятия, конкретно той ее подсистемы, которая относится к вопросам управления НТП. Информационные замыслы исходят из большого массива внешней и внутренней информации. Прежде всего, это такие источники:

  • результаты анализа обобщенных сведений и прогнозов развития потребностей внутри страны и за границей;
  • данные мировых прогнозов и планов НТП в конкретных областях внедрения предполагаемых инноваций;
  • патенты, лицензии, изобретения, научные публикации. Разработка тематики НИОКР базируется также на результатах анализа спроса на новые изделия (технику), в которых формируются требования потребителей к техническим параметрам изделия, их надежности и экономичности.

В общем случае конструкция нового изделия разрабатывается поэтапно:

  • необходимые расчеты;
  • экспериментальные работы;
  • проектирование и конструирование изделия;
  • изготовление и испытание опытных образцов;
  • корректировка конструкторской документации по результатам сдачи опытных образцов (партии) приемочной комиссии.

После этого разрабатывается технология изготовления изделия и осуществляется постановка его на производство по таким этапам:

  • разработка документации на технологические процессы;
  • проектирование и изготовление специального технологического оборудования и оснастки;
  • наладка средств технологического оснащения производства;
  • приемочные испытания серийной и массовой продукции.

На каждой стадии подготовки выполняются комплексные работы: научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические, расчетно-экономические.

Осуществление тематического инновационного плана требует не только напряженной работы всех исполнителей — исследователей, конструкторов, технологов, испытателей, вспомогательных работников, но и умелых действий менеджеров всех уровней. Роль оперативного управления первостепенна в связи с тем, что выполнение НИОКР характеризуется значительной неустойчивостью. Это обусловлено рядом факторов: разным творческим потенциалом исполнителей, неопределенностью задач, сложностью поставок необходимого оборудования и материалов, проведением экспериментов, изменением загрузки структурных подразделений и разработчиков.

Подготовка к производству нового изделия начинается с прогнозирования — момента, когда инновационный менеджер, абстрагируясь от прошлого, обращается в будущее. Здесь следует различать прогнозирование стратегическое (долгосрочное) и краткосрочное. Задача краткосрочного прогнозирования — предвидение хода работ в планируемый период времени в зависимости от складывающихся внешних и внутренних условий. Основной метод краткосрочного прогнозирования — экспертная оценка, так как разработчик может не иметь необходимого статистического материала. Качественная экспертная оценка состоит в изучении влияния различных факторов на ход разработки. Наиболее часто менеджеру приходится учитывать следующее:

  • ожидаемые препятствия при решении главной и второстепенных задач;
  • возможность продвинуть разработку, обойдя нерешенные задачи;
  • возможность изыскать недостающие ресурсы;
  • возможность параллельной работы над несколькими задачами;
  • степень важности работ, выполняемых своим и смежным подразделениями.

На основе прогноза разрабатываются оперативные планы и технические задания (ТЗ) для подразделения. На крупных машиностроительных предприятиях массового и крупносерийного производства к выпуску новой техники подготавливаются все подразделения централизованно под руководством главного инженера. Ему подчиняются главный конструктор, главный технолог, начальники лабораторий, начальник планового отдела, экономисты, социологи, программисты и начальники цехов служб.

На предприятиях с единичным и мелкосерийным производством применяется децентрализованная или смешанная система подготовки силами технического отдела, который подчинен главному инженеру.

Поиск новых идей осуществляется на раннем этапе инженерного прогнозирования, и здесь необходим контакт инновационного менеджера со всеми возможными источниками идей по разработке новых товаров (техники). На этой стадии определяются:

  • сроки и порядок промышленного освоения новых изделий;
  • темпы обновления и масштабы распространения новых технических решений, технологий, материалов;
  • возможные ограничения развития объектов (экологические, социальные, экономические, технические).

В условиях затянувшегося переходного периода постплановой экономики многие предприятия стран СНГ, к сожалению, пользуются жесткими и громоздкими схемами подготовки производства новой техники.

Уровень организации подготовки производства, скорость и точность выполнения всех нововведений определяют конкурентоспособность продукции и выживаемость предприятия.