Управление вознаграждением работников
Вознаграждение — это то, что человек считает для себя ценным. В управлении вознаграждение применяется с несколькими целями.
- Привлечение лучшего персонала в организацию. Фирмы конкурируют на рынке труда, стремясь привлечь лучших специалистов (в том числе с помощью эффективной мотивации).
- Сохранение лучших сотрудников в организации. Когда вознаграждение в организации не соответствует тому, что предлагает рынок труда, сотрудники могут начать увольняться. Чтобы не допустить этого (ведь на обучение и развитие сотрудников потрачены деньги), руководство должно обеспечить конкурентоспособную систему мотивации.
- Стимулирование производительного поведения. Вознаграждение должно ориентировать работников на действия, необходимые для организации: производительность, творчество, инициативу, преданность фирме.
- Контроль за издержками на рабочую силу. При низком вознаграждении работники будут увольняться, при необоснованно высоком фирма может обанкротиться.
Для побуждения работников к более эффективной деятельности менеджеры используют два основных типа вознаграждения — внутренний и внешний.
Внутреннее вознаграждение обеспечивает (или не обеспечивает) содержание работы. Его составляющими являются следующие:
- чувство достижения результата;
- чувство содержательности и значимости выполняемой работы,
самоуважение;
- дружба и общение, возникающие в процессе работы;
- приемлемые условия работы и точная постановка задачи.
Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а дается организацией. Оно может приобретать такие формы:
- повышение заработной платы;
- продвижение по службе;
- предоставление символов служебного статуса и престижа;
- похвала и признание со стороны руководства;
- дополнительные выплаты.
Рекомендации по управлению вознаграждениями:
- Вознаграждение должно быть конкретным, опирающимся на максимально возможное информационное содержание. Люди должны точно знать, за что они (или их коллеги) поощрены.
- Вознаграждая работника, нужно учитывать его личностные особенности, индивидуальные потребности, интересы.
- Вознаграждение должно быть безотлагательным, не откладываться к моменту подведения итогов работы за месяц (квартал, полугодие, год), иначе теряется острота момента (например, президент компании IBM Томас Уотсон-старший прямо на месте выписывал чеки лучшим работникам за достижения, которые он обнаруживал, исполняя роль "блуждающего менеджера" во время обходов своих предприятий).
- Вознаграждение должно быть реально достигаемым, нужно вознаграждать подчиненных и за небольшие успехи.
- Высшее руководство фирмы должно активно участвовать в системе вознаграждения персонала. Тогда поощрение будет более значимым для работников.
- Лучше применять неожиданные и нерегулярные вознаграждения. Они оказывают большее воздействие, чем ожидаемые, так как являются приятным сюрпризом.
- Иногда малые вознаграждения часто оказываются более эффективными, чем большие: большие премии даются немногим людям, они обескураживают других работников, которые обижены, так как считают, что тоже заслуживают поощрения.
- Надо вознаграждать сотрудников так, чтобы это запомнилось надолго.