Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Эффект от выхода инновационных технологий на внешний рынок



Результаты инновационной деятельности фирмы на внутреннем и внешнем рынках могут быть представлены в виде передачи научнотехнических знаний и опыта, новых технологий или новых услуг. Передача технологий может осуществляться как в пределах одной страны, так и на международном уровне. Для авторитета фирмы и ее персонала важен выход на внешний лицензионный рынок.

Лицензионная торговля появилась сравнительно недавно и представляет собой основную форму международной торговли инновациями. Она охватывает сделки с ноу-хау, с патентами на изобретения и другими результатами интеллектуальной деятельности. Быстрое развитие лицензионных операций определяется их высокой доходностью и тем, что эти операции менее рискованны по сравнению с прямым инвестированием.

Организационные формы и практика продажи лицензий на внешнем рынке различны. Например, крупные промышленные фирмы создают лицензионные (патентные) отделы, отделения зарубежного лицензирования и дочерние компании по зарубежному лицензированию. Лицензионные отделы крупных фирм выполняют следующие функции:

  • сбор и предоставление информации техническим, производственным и экономическим службам;
  • в изучение торговли патентами и лицензиями;
  • выявление фирм, интересующихся покупкой лицензий, и проведение операций по купле-продаже;
  • обеспечение патентной охраны инновационных достижений своей фирмы.

Политику в области лицензирования разрабатывает руководство фирмы. Основная функция дочерних компаний по зарубежному лицензированию состоит в осуществлении операций по продаже лицензий.

Посредниками в торговле патентами и лицензиями являются лицензионные или патентные агенты (брокеры). Их услугами пользуются индивидуальные патентообладатели, мелкие и средние фирмы, а также крупные фирмы, не занимающиеся в больших масштабах научно-исследовательской деятельностью.

В международной торговле широко применяются лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу одного или нескольких патентов изобретений и связанных с ними ноу-хау. Этими соглашениями предусмотрены также инжиниринговые услуги по организации лицензионного производства, поставке оборудования и т. д. Кроме научно-технических аспектов комплекс лицензионных соглашений отражает также финансовые и производственные аспекты по реализации продукции.

Типовые лицензионные соглашения разрабатывают различные организации (комиссии ООН, отраслевые ассоциации промышленных фирм и др.).

В качестве возмещения за использование предмета соглашения лицензиат платит определенное вознаграждение, размеры которого определяются на основе фактического экономического результата использования лицензии (периодические проценты, участие в прибыли). Вознаграждение может быть не связано с фактическим использованием лицензии, а заранее указано в договоре.

Периодические процентные или текущие отношения (роялти) устанавливаются в виде определенных фиксированных ставок (в процентах) и выплачиваются лицензиатом через определенные промежутки времени (ежегодно, ежеквартально, ежемесячно или к определенной дате).

Процентные отношения рассчитываются:

  • со стоимости производимой по лицензии продукции;
  • с суммы продаж лицензируемой продукции;
  • с установленной мощности запатентованного оборудования, с объема переработанного по запатентованному способу сырья и т. п.

Ставки текущих отчислений дифференцируются в зависимости от вида лицензии, срока действия соглашения, объема производства лицензируемой продукции, ее реализационных цен, экспортных или внутренних продаж. В современной практике уровень ставок текущих отчислений может составлять 2-10 %.

В лицензионном соглашении может оговариваться минимальная сумма вознаграждения, которая в любом случае (успешной и неуспешной деятельности) должна быть выплачена лицензиатом. Твердо зафиксированная в соглашении сумма лицензионного вознаграждения называется паушальным платежом. Этот платеж устанавливается в следующих случаях:

  • при передаче лицензии вместе с поставками оборудования (эта сделка носит единовременный характер, что требует единовременного определения ее стоимости);
  • при продаже лицензии на базе секрета производства (как гарантия от убытков в случае разглашения секрета);
  • при затруднении перевода прибылей из страны лицензиата.

Паушальный платеж может проводиться в разовом порядке и в рассрочку, например: 50 % после подписания соглашения; 40 % — после поставки оборудования и передачи технической документации; 10 % — после пуска оборудования.

Первоначальный платеж наличными предусматривает оплату лицензиатом установленной в соглашении суммы в виде единовременного взноса или по частям в течение установленного в соглашении срока либо после выполнения определенных условий.

В настоящее время наметилась тенденция к сокращению срока действия лицензионных соглашений в связи с быстрым моральным старением оборудования и государственным регулированием лицензионных сделок. Наиболее распространены сроки 5-10 лет.

Инновационная технология является специфическим товаром мирового рынка и ее рассматривают с учетом:

  • потребительной стоимости;
  • труда по созданию;
  • процесса потребления технологических знаний. На использование технологии влияют темпы ее старения и скорость распространения, что обусловливает потерю дополнительного дохода лицензиата.

Исходя из изложенного, формируется цена на лицензию. Особенность этой цены состоит в следующем:

  • цена не определяет затраты труда на создание технологии;
  • предельной ценой лицензии является часть дополнительной прибыли, полученной всеми лицензиатами;
  • цена лицензии является монопольной;
  • цена складывается из ежегодных отчислений от дохода лицензиата в течение периода действия соглашения, т. е. из роялти.

Информация о фактической прибыли лицензиата в связи с использованием конкретной лицензии или ноу-хау является коммерческой тайной.