Важной частью ситуационного (маркетингового) анализа является изучение потребительского рынка, который обслуживает организация и/или ее отдельные бизнес-единицы (стратегические центры хозяйствования). Клиенты и потребители данного рынка обладают различными сходными и различными чертами, которые и следует изучить в ходе ситуационного анализа. Такой процесс, направленный на выявление структуры потребителей и их характеристик, а также определение дискретных групп потребителей (сегментов), называется сегментированием рынка.
Существует множество моделей анализа сегментов рынка, которые являются комбинациями различных критериев сегментирования, отражающих потребительских спрос.
Такими критериями могут являться:
1. Сегментирование потребителей по выгодам, получаемым от использования товара или удовлетворения потребностей. Пример сегментирования студентов в зависимости от характера использования различных напитков приведен в таблице 1.
Таблица 1 Сегментирование рынка напитков по критерию потребностей покупателей
Потребности | Напитки | ||||||
Кофе | Чай | Молоко | Пиво | Пепси-кола | Буратино | Другое | |
Снять раздражение в горле | 5% | 30% | 11% | 2% | 16% | 6% | 30% |
Повысить аппетит | 3% | 5% | 7% | 13% | 32% | 12% | 27% |
Взбодриться | 32% | 5% | У/о | 1% | 42% | 3% | 11% |
Расслабиться | 3% | 5% | 2% | 38% | 11% | 3% | 39% |
Получить питательные вещества и витамины | 0% | 0% | 63% | 2% | 0% | 5% | 31% |
Избавиться от расстройства желудка | 0% | 14% | 33% | 0% | 20% | 23% | 10% |
Снять головную боль | 4% | 24% | 9% | 5% | 10% | 10% | 38% |
Утолить жажду | 0% | 5% | 3% | 8% | 35% | 11% | 38% |
2. Сегментирование потребителей по образу жизни.
3. Половозрастное сегментирование.
4. Географическое сегментирование.
5. Сегментирование по потребительским ситуациям (таким, как праздник, обед, командировка и прочее).
6. Сегментирование потребителей на основе правил выбора. Существуют три стратегии выбора, которых в основном придерживаются потребители:
7. Сегментирование по приверженности торговой марке. В таблице 2 приведены виды приверженности торговой марке и соответствующие маркетинговые предпосылки. Для фирмы очень важно различать различные сегменты приверженности торговой марке на рынке, так как тип приверженности, равно как и размер сегмента, определяют не только стратегию и тактику маркетинга, но и потенциальную значимость торговой марки.
Таблица 2 Анализ различных видов приверженности торговой марке
Характер приверженности |
Выводы для маркетинговой стратегии |
Эмоциональная приверженность: уникальные, запоминающиеся, придающие силу события создают прочную эмоциональную связь с торговой маркой | Репутация фирмы защищена от конкурентов или неправильных шагов в управлении компанией |
Приверженность ради самоутверждения: торговая марка используется в качестве самовыражения и повышения самооценки, а также с целью произвести впечатление. Она становится продолжением личности | Такая приверженность противостоит конкуренции, но фирма может навредить себе неправильным управлением торговой маркой в течение долгого времени. Хорошие перспективы переноса торговой марки на сопутствующие товары |
Дифференцированная приверженность: приверженность, основанная на осознаваемом превосходстве некоторых характеристик товара; это превосходство может потерять актуальность при отсутствии новых разработок | Репутация фирмы может быть подорвана конкурентом, доказавшим свое превосходство. Важное тактическое значение приобретают демонстрация и публичное испытание товара |
Договорная приверженность: потребитель убежден, что его приверженность заслуживает особого отношения к нему или что продавец очень старается сохранить потребительскую приверженность. Общественный договор между потребителем и продавцом типа «Я останусь вам верен, если вы будете стараться» действует в розничной торговле и сфере услуг | Конкурент может поставить вопрос о злоупотреблении потребительской приверженностью. Однако лояльность, скорее всего, будет потеряна в результате одного или нескольких прецедентов, продемонстрировавших неискренность усилий и утверждений продавца |
Приверженность в силу нерентабельности перехода на другую марку: приверженность данной марке объясняется непродуктивностью поиска и адаптации к альтернативе | Конкуренты могут подорвать приверженность, предлагая легкие пути перехода на другие марки |
Приверженность в силу осведомленности: приверженность — результат поверхностной осведомленности о марке. Различные торговые марки воспринимаются одинаково | Приверженность как разрушается, так и защищается постоянной, привлекающей внимание, рекламой, которая дает поверхностную осведомленность о торговой марке. Такая приверженность очень чувствительна к рекламе |
Приверженность в силу удобства: приверженность основана на удобстве покупки | Приверженность разрушается внедрением конкурента в каналы, обеспечивающие удобство покупки |
8. Сегментирование потребителей по чувствительности к цене.
9. Сегментирование клиентов — юридических лиц с использованием стандартных классификаторов отраслей.
10. Сегментирование по способу совершения покупок. Для реализации данного критерия необходимо выявить алгоритмы совершения покупок различных групп потребителей. Моделирование поведения покупателей можно проводить с помощью стандартных блок-схем, используемых для моделирования любых процессов.
Выбор критериев сегментирования требует постоянного внимания. Смена стиля жизни, потребительских ценностей, демографические изменения добавляют неопределенность и нестабильность. Например, в период экономического спада потребители могут стать более чувствительными к цене и предпочесть высокому качеству товара более низкую цену. Когда спад заканчивается, они становятся менее чувствительными к цене и возвращаются к своей прежней модели поведения. Это означает, что модели сегментирования (наборы критериев и последовательность их применения) нуждаются в постоянной корректировке, приводящей к слиянию прежних сегментов и созданию новых.