Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Анализ сегментов рынка



Важной частью ситуационного (маркетингового) анализа является изучение потребительского рынка, который обслуживает организация и/или ее отдельные бизнес-единицы (стратегические центры хозяйствования). Клиенты и потребители данного рынка обладают различными сходными и различными чертами, которые и следует изучить в ходе ситуационного анализа. Такой процесс, направленный на выявление структуры потребителей и их характеристик, а также определение дискретных групп потребителей (сегментов), называется сегментированием рынка.

Существует множество моделей анализа сегментов рынка, которые являются комбинациями различных критериев сегментирования, отражающих потребительских спрос.

Такими критериями могут являться:

1. Сегментирование потребителей по выгодам, получаемым от использования товара или удовлетворения потребностей. Пример сегментирования студентов в зависимости от характера использования различных напитков приведен в таблице 1.

Таблица 1 Сегментирование рынка напитков по критерию потребностей покупателей

Потребности Напитки
Кофе Чай Молоко Пиво Пепси-кола Буратино Другое
Снять раздражение в горле 5% 30% 11% 2% 16% 6% 30%
Повысить аппетит 3% 5% 7% 13% 32% 12% 27%
Взбодриться 32% 5% У/о 1% 42% 3% 11%
Расслабиться 3% 5% 2% 38% 11% 3% 39%
Получить питательные вещества и витамины 0% 0% 63% 2% 0% 5% 31%
Избавиться от расстройства желудка 0% 14% 33% 0% 20% 23% 10%
Снять головную боль 4% 24% 9% 5% 10% 10% 38%
Утолить жажду 0% 5% 3% 8% 35% 11% 38%

2. Сегментирование потребителей по образу жизни.

3. Половозрастное сегментирование.

4. Географическое сегментирование.

5. Сегментирование по потребительским ситуациям (таким, как праздник, обед, командировка и прочее).

6. Сегментирование потребителей на основе правил выбора. Существуют три стратегии выбора, которых в основном придерживаются потребители:

  • рациональный выбор — следование строгой логике при выборе товаров; обычно это два шага: первый — определение и оценивание вариантов выбора по нескольким абстрактным параметрам, второй — получение общей оценки и собственно выбор на основе общей оценки;
  • эмпирический выбор имеет место, когда выгоды, искомые в товаре, определяются воображением и эмоциями;
  • выбор по привычке.

7. Сегментирование по приверженности торговой марке. В таблице 2 приведены виды приверженности торговой марке и соответствующие маркетинговые предпосылки. Для фирмы очень важно различать различные сегменты приверженности торговой марке на рынке, так как тип приверженности, равно как и размер сегмента, определяют не только стратегию и тактику маркетинга, но и потенциальную значимость торговой марки.

Таблица 2 Анализ различных видов приверженности торговой марке

Характер приверженности

Выводы для маркетинговой стратегии
Эмоциональная приверженность: уникальные, запоминающиеся, придающие силу события создают прочную эмоциональную связь с торговой маркой Репутация фирмы защищена от конкурентов или неправильных шагов в управлении компанией
Приверженность ради самоутверждения: торговая марка используется в качестве самовыражения и повышения самооценки, а также с целью произвести впечатление. Она становится продолжением личности Такая приверженность противостоит конкуренции, но фирма может навредить себе неправильным управлением торговой маркой в течение долгого времени. Хорошие перспективы переноса торговой марки на сопутствующие товары
Дифференцированная приверженность: приверженность, основанная на осознаваемом превосходстве некоторых характеристик товара; это превосходство может потерять актуальность при отсутствии новых разработок Репутация фирмы может быть подорвана конкурентом, доказавшим свое превосходство. Важное тактическое значение приобретают демонстрация и публичное испытание товара
Договорная приверженность: потребитель убежден, что его приверженность заслуживает особого отношения к нему или что продавец очень старается сохранить потребительскую приверженность. Общественный договор между потребителем и продавцом типа «Я останусь вам верен, если вы будете стараться» действует в розничной торговле и сфере услуг Конкурент может поставить вопрос о злоупотреблении потребительской приверженностью. Однако лояльность, скорее всего, будет потеряна в результате одного или нескольких прецедентов, продемонстрировавших неискренность усилий и утверждений продавца
Приверженность в силу нерентабельности перехода на другую марку: приверженность данной марке объясняется непродуктивностью поиска и адаптации к альтернативе Конкуренты могут подорвать приверженность, предлагая легкие пути перехода на другие марки
Приверженность в силу осведомленности: приверженность — результат поверхностной осведомленности о марке. Различные торговые марки воспринимаются одинаково Приверженность как разрушается, так и защищается постоянной, привлекающей внимание, рекламой, которая дает поверхностную осведомленность о торговой марке. Такая приверженность очень чувствительна к рекламе
Приверженность в силу удобства: приверженность основана на удобстве покупки Приверженность разрушается внедрением конкурента в каналы, обеспечивающие удобство покупки

8. Сегментирование потребителей по чувствительности к цене.

9. Сегментирование клиентов — юридических лиц с использованием стандартных классификаторов отраслей.

10. Сегментирование по способу совершения покупок. Для реализации данного критерия необходимо выявить алгоритмы совершения покупок различных групп потребителей. Моделирование поведения покупателей можно проводить с помощью стандартных блок-схем, используемых для моделирования любых процессов.

Выбор критериев сегментирования требует постоянного внимания. Смена стиля жизни, потребительских ценностей, демографические изменения добавляют неопределенность и нестабильность. Например, в период экономического спада потребители могут стать более чувствительными к цене и предпочесть высокому качеству товара более низкую цену. Когда спад заканчивается, они становятся менее чувствительными к цене и возвращаются к своей прежней модели поведения. Это означает, что модели сегментирования (наборы критериев и последовательность их применения) нуждаются в постоянной корректировке, приводящей к слиянию прежних сегментов и созданию новых.