Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Факторы макросреды предприятия: международная среда



Если как STEEP-факторы в той или иной мере влияют на все предприятия, факторы международной среды имеют существенное значение в большей степени для предприятий, осуществляющих свою деятельность на международном уровне. Под факторами международной среды при этом понимают происходящие за рубежами страны происхождения организации события и возможности развития бизнеса компании в других странах. Из международной среды появляются новые конкуренты, покупатели и поставщики, она же формирует новые социальные, технологические и экономические тенденции. Таким образом, здесь речь идет о тех же STEEP-факторах, однако рассматриваются они не в плоскости одного государства, а с позиции глобализации.

Поскольку каждая страна обладает уникальным набором факторов, способных влиять на конкретное предприятие, в совокупности факторы международной среды характеризуются повышенной сложностью. Экономика, культура, правовая база и природно-климатические условия в различных государствах очень сильно отличаются в различных государствах. Поэтому, выходя на внешний рынок, предприятие должно понимать, что в каждой новой стране невозможно вести бизнес шаблонно, по образцу предыдущих стран: необходимо тщательное изучение местных особенностей и адаптация под них своей деятельности.

Еще один важный аспект международной среды – это глобализация. Она стала реальным аспектом современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, определяющих дальнейший ход развития истории. Появление все большего количества транснациональных корпораций вызывает необходимость анализа международного окружения не только для предприятий, работающих на зарубежном рынке, но и для предприятий-резидентов.

В качестве источников глобализации выделяют технологический прогресс, либерализацию торговли, значительное расширение сферы деятельности организаций и достижение глобального единомыслия в оценке рыночной экономики.

Преимуществами глобализации являются:

  • обострение международной конкуренции, что резко повысило требования к качеству производимой продукции и эффективности производства;
  • экономия на масштабах производства, что позволяет значительно снижать накладные расходы предприятий;
  • выигрыш от торговли на взаимовыгодных условиях, связанный с различной стоимостью ресурсов в разных странах;
  • повышение производительности труда в результате рационализации производства на глобальном уровне.

В то же время глобализация порождает ряд проблем как для отдельных предприятий, так и для национальных экономик в целом.

Одна из них связана с перераспределением благ в сторону наиболее развитых стран. Это, в свою очередь, увеличивает контраст между различными государствами и тормозит развитие отсталых экономик.

Вторая проблема заключается в том, что глобализация увеличивает глобальную нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик. С развитием глобализации локальные экономические кризисы все чаще оказывают влияние на экономику других стран.

Третья проблем связана с тем, что существует опасность трансформации экономической глобализации в глобализацию политическую (Евросоюз – яркий тому пример).

Однако, более глубокий анализ мировых экономических тенденций свидетельствует о значительном прогрессе глобализации. В этой связи факторы международного окружения в самое ближайшее время станут настолько же важными для любого предприятия, как, скажем, поставщики или конкуренты.