Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Государственное регулирование занятости населения



Существует еще одна точка зрения, которая по-другому объясняет причину безработицы. Она базируется на таком утверждении: безработица является следствием деформации и негибкости на рынке труда. Поэтому необходимо создать более динамичный и гибкий рынок, что предусматривает проведение политики, которая с помощью бирж труда, переквалификации и денежной помощи для переезда на другое место позволяет соединить безработного со свободным рабочим местом.

В основе государственного регулирования занятости лежит положение кейнсианской теории, согласно которому сокращение безработицы должно осуществляться за счет государственной стимулирующей финансовой политики. Но такая политика, кроме позитивного влияния на экономику, выявила побочные, негативные последствия – повышение цен, или инфляцию. Таким образом, инфляция является той ценой, которую экономика должна заплатить за снижение безработицы.

Влияние государства на уровень национального производства методами политики экспансии (вмешательства), т.е. фискальной или монетарной политикой – основной элемент механизма государства регулирования занятости. Другим его элементом является регулирование последствий функционирования экономики, связанных с возникновением безработицы. Такое регулирование основывается на создании дополнительных условий для трудоустройства безработных.

Программный метод регулирования занятости осуществляется по двум направлениям:активная политика занятости и создание гибких форм занятости. Первое направление предусматривает разработку программ содействия занятости, которые охватывают отдельные категории населения. Главной целью таких программ является сокращение или предотвращение возрастания численности безработных. Программа способствования занятости разделяется на три типа: программа общественных работ, профессиональная подготовка для молодежи, помощь безработным.

  1. Программа общественных работ (ПОР). Она охватывает отдельные категории населения, регионы, периоды времени и подразделяется, в свою очередь, на два вида: первый вид ПОР – это программа трудоемких общественных работ, направленных на мобилизацию излишков рабочей силы для строительства дорог в сельской местности, ирригационных объектов, домов и школ, защиты земель, лесонасаждений и др. В городах это строительство и ремонт дорог, окраска школ и больниц, работа в детских садах. Другой вид ПОР – работы, имеющие определенную социальную направленность. К ним относятся помощь лицам пожилого возраста и инвалидам, досмотр детей, помощь больным и др.
  2. Программа профессиональной подготовки для молодежи (ППП). Это программы, содержанием которых является помощь молодежи в приобретении профессиональной подготовки и повышении квалификации.
  3. Программы помощи безработным (ППБ), которые не имеют работы в течение продолжительного времени. К ней относится предоставление субсидий. Предпринимателям предоставляются государством субсидии для доплат к заработной плате трудоустроенным безработным, которая значительно ниже заработной платы постоянных работников, а также субсидии на профподготовку безработных. Не менее важным способом финансового стимулирования предприятий является частичное или полное освобождение от уплаты взносов в фонд социального страхования на лиц, которые проходят профподготовку. Для желающих организовать свой бизнес государство выделяет финансовую помощь – субсидии, организует обучение менеджменту, маркетингу, финансовой и учетной деятельности и т.д.
  4. Другое направление (гибкие формы занятости)предполагает создание благоприятных условий для повышения уровня занятости населения. К ним относится: установление трудоспособному населению выгоднейших форм и режимов труда; помощь предпринимателям в решении проблем, связанных с использованием труда женщин, людей пожилого возраста, иностранных работников, иммигрантов и др. Гибкие формы занятости включают: использование режимов неполного рабочего дня; использование в процессе производства нестандартных рабочих мест и организация труда на дому, работа на вызов; внедрение нестандартных организационных форм – временные работники. Процесс развития гибкого рынка поддерживается такими государственными мерами, как законодательное снижение размеров сверхурочных работ, сокращение продолжительности рабочей недели, увеличение оплачиваемых отпусков, снижение пенсионного возраста и др.

Говоря о занятости и социальной защите, нельзя не сказать об уровне жизни и экономическом неравенстве. Понятие "уровень жизни" означает обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами, необходимый уровень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Переход к рыночной экономике характеризуется возникновением проблем с распределением доходов. При этом одни экономисты считают, что основой стабильного развития экономики является равенство в распределении дохода, другие – придерживаются противоположной точки зрения, то есть считают, что стремление к равенству не может стимулировать производство и приводит к кризисам экономики. Главным аргументом в пользу равного распределения дохода является то, что оно является необходимым для максимизации удовлетворения потребностей потребителей. Главным аргументом в пользу неравенства доходов является необходимость сохранения стимулов для производства продукции и дохода.

Для определения степени неравенства доходов используется кривая Лоренца. Теоретически возможное равенство в распределении дохода можно представить на графике в виде биссектрисы, причем координаты ее точек указывают на определенный процент семей, которые получают такой доход: т.е. 20% семей получают 20% дохода, 40% семей – 40% и т.д. Площадь между линией, которая обозначает абсолютное равенство на кривой Лоренца, отображает степень неравенства доходов. Чем больше эта площадь, тем больше степень неравенства доходов. Ситуация абсолютного неравенства, т.е. когда 99% семей не имеют доходов, а 1% семей имеет доход 100%, графически отображается на кривой Лоренца точками.

Кривая Лоренца