Потребление можно разделить на производственное (средства и предметы труда в производстве) и непроизводственное, или личное (предметы потребления, жизненные блага).
Пропорции процесса потребления регулируются законом убывающей полезности, сформулированный еще в 18 веке французским экономистом Жаном Батистом Сэем (1767-1832). Он формулируется следующим образом. По мере потребления новых порций одного и того же продукта его общая полезность возрастает замедленно (по мере насыщения общественных потребностей). Данный закон подтверждается контролируемым экспериментом, однако, в отличие от закона убывающей эффективности он носит, не технический, а психофизиологический характер.
Графически этот закон изображается графиком:
Наряду с законом убывающей эффективности и законом спроса и предложения охарактеризованный закон формирует триаду фундаментальных экономических законов.
Современное общество, человечество, в процессе своего развития использует несколько институциональных структур и координационных механизмов управления экономикой. Другими словами, индустриально развитые страны мира в основном различаются по двум признакам:
Чистый капитализм, или капитализм эпохи свободной конкуренции, характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В такой системе поведение каждого ее участника мотивируется личными эгоистическими интересами, т.е. каждая экономическая единица стремится максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. Рыночная система функционирует в качестве механизма, при котором товары и услуги производятся, а ресурсы предлагаются в условиях конкуренции. Защитники чистого капитализма утверждают, что такая экономическая система благоприятствует эффективности использования ресурсов, стабильности производства и занятости, быстрому экономическому росту. Вот почему здесь мала или вовсе отсутствует необходимость в правительственном планировании и вмешательстве в экономический процесс. Более того, вмешательство правительства подрывает эффективность функционирования рыночной системы. Роль правительства, поэтому ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.