Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Процесс производства



Вход этого процесса составляют производственные ресурсы, а выход – продукт. Для осуществления процесса производства необходимо иметь определенный набор производственных ресурсов. Под ними понимаются ограниченные элементы внешней по отношению к экономике среды (природные и трудовые ресурсы) или ресурсы, вырабатываемые в пределах самой экономики и необходимые для процесса производства.

В самом общем виде производственные ресурсы могут быть представлены как включающие в себя:

  • предметы труда – элементы природы, впервые выделенные из нее или уже обрабатывавшиеся в производимом продукте;
  • средства труда – целесообразно скомпонованные преобразованные элементы природы, с помощью которых осуществляется контакт с предметами труда;
  • трудовые ресурсы – рабочую силу как совокупность физических и интеллектуальных сил человека, расходуемых для производительного соединения средств труда с его предметами. Задействуемое единство предметов труда и средств труда образует средства производства, а всех трех – производительные силы общества.

Производственные ресурсы можно разделить на невоспроизводимые и воспроизводимые. К первым относятся полезные ископаемые, входящие в состав предметов труда. Ко вторым – другая часть природных ресурсов (почва, водные бассейны, флора, фауна), а также трудовые ресурсы.

Производственные ресурсы делятся также на обеспечивающие и воплощенные – в зависимости от времени, в течение которого они функционируют, и способа их представленности в приведенном продукте. С этой точки зрения средства труда и трудовые ресурсы относятся к обеспечивающим производственным ресурсам, функционирующим на протяжении ряда производственных циклов, и в готовом продукте материально не воплощаются.

Предметы труда – это воплощенные ресурсы, так как они функционируют в течение одного цикла, и составляют вещественно-энергетическую основу произведенного продукта.

Наконец, в составе производственных ресурсов могут быть выделены объективные (материальные) ресурсы – средства и предметы труда, в совокупности выступающие как средства производства, и субъективные (личные) т.е. трудовые, ресурсы.

Наука является тем катализатором, на котором развивается технологический прогресс. Существенный признак технологического прогресса – усложнение качественных параметров производственных ресурсов. Как и всякий вид развития, технологический прогресс может протекать и эволюционно, и революционно. Эволюционный технологический прогресс означает постепенное накопление знаний и воплощение их в производство. При этом нововведения осуществляются в пределах сложившихся фундаментальных научных представлений, без выхода на границы качественных перемен.

Технологическая революция основывается на переоценке самих фундаментальных научных принципов, знаменует переворот в структуре производительных сил.

В процессе производства производственные ресурсы становятся его факторами. Конкретнее говоря – фактор производства – это производственный ресурс, соединяемый с другими ресурсами на основе определенной технологии.

Рассмотрение технологического способа соединения факторов производства, подводит нас к формулированию одного из фундаментальных экономических законов – закона убывающей эффективности. Данный закон подтверждается любым контролируемым экспериментом в области экономики, относится к любому фактору производства и носит всеобщий характер, то есть он действует в земледелии, промышленности, сфере услуг или обучении. Его открытие восходит к работам Томаса Мальтуса.

Графически он выражается следующим образом:

где У – выпуск продукции;
Х1, Х2, Х3, ..., Хn – объемы факторов производства.

Но закон убывающей эффективности не действует только при параллельном росте объемов всех факторов производства – в этом случае здесь возможна экономия на масштабах производства.

Созданный продукт предназначен для удовлетворения общественных потребностей. Общественные потребности всегда первичны по отношению к производственным ресурсам. Следует учесть, что материальные потребности общества, т.е. материальные потребности составляющие его индивидов и институтов, буквально безграничны или неутолимы. Различают предметы первой необходимости (то, что считается обычно как потребительская корзинка – пища, жилье, одежда) и предметы роскоши (духи, яхты, автомобили, норковые шубы, драгоценности). Материальные потребности общества размножаются, подобно кроликам, т.е. обладают высоким коэффициентом воспроизводства. Большую роль в формировании потребностей играет реклама, которая вынуждает людей покупать товары.

Следует также учесть, что для возникновения потребности, достаточно одной единицы товара или продукта (например, видеомагнитофона, компьютера, модного платья или ткани, тогда как для перестройки процесса производства в целях удовлетворения этой новой потребности требуется некоторое время (на расширение новых производственных мощностей, тиражирование изделия и выпуск его на поток).

Поэтому опережающее развитие структуры общественных потребностей по отношению к динамике состава производственных ресурсов – экономическая закономерность.

Общественные потребности подразделяются на две основные группы: производственные и непроизводственные. В связи с этим произведенный продукт направляется как на возмещение и расширение средств производства, так и на формирование ресурсов потребления.