Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Совокупный спрос и факторы, его определяющие



Рынок — это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят национальный или международный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными.

Мы должны объединить, или агрегировать все отдельные рынки страны в единый общий рынок. Точнее говоря, мы должны объединить тысячи отдельных цен — на промышленные работы, зерно, духи, бриллианты, нефть, и т. д. — в единую совокупную цену, или уровень цен. Мы также должны собрать равновесное количество отдельных товаров и услуг в единое целое, которое называется реальным объемом национального производства. Такое объединение называется агрегированием. Объединенные цены (уровень цен) и объединенные равновесные количества товаров (реальный объем национального производства) называются совокупностями (агрегатами).

Совокупный спрос — это модель, представленная на рисунке в виде кривой, которая показывает различные объемы товаров и услуг, то есть реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен.

Нисходящая кривая совокупного спроса указывает на то, что чем ниже уровень цен, тем больше реальный объем национального производства, который будет куплен. И наоборот, чем выше уровень цен, тем меньший объем национального продукта они захотят купить. Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства, на который предъявлен спрос, является обратной, или отрицательной.

Кривая совокупного спроса отклоняется вниз и вправо, то есть так же, как и кривая спроса на отдельный товар. Но причины этого отклонения различны. Когда цена на отдельный товар падает, то постоянный денежный доход потребителя дает ему возможность приобрести большее количество товара (эффект дохода). Более того, когда цена падает, потребитель готов приобрести большее количество данного товара, потому что он становится относительно дешевле, чем другие товары (эффект замещения).

Кривая совокупного спроса

Рис. 1 Кривая совокупного спроса

Если кривая спроса индивида на отдельный товар предполагает постоянный доход потребителя, то кривая совокупного спроса — изменяющиеся совокупные доходы. Следовательно, когда мы двигаемся вверх по кривой совокупного спроса, то приближаемся к более высокому уровню цен. Поэтому увеличение цен не обязательно означает уменьшение общего номинального дохода страны.

Характер кривой совокупного спроса определяется прежде всего тремя факторами:

  • эффектом процентной ставки;
  • эффектом материальных ценностей, или реальных кассовых остатков (эффект богатства);
  • эффектом импортных закупок.

Рассмотрим каждый из указанных эффектов.

  1. Эффект процентной ставки предполагает, что траектория кривой совокупного спроса определяется воздействием изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а следовательно на потребительские расходы и инвестиции. То есть, когда уровень цен повышается, повышаются и процентные ставки, что в свою очередь, приводит к сокращению потребительских расходов и инвестиций. Когда уровень цен повышается, потребителям нужна большая сумма наличных денег для покупок; предпринимателям также требуется больше денег для выплаты зарплаты и другие необходимые расходы. Более высокий уровень цен увеличивает спрос на деньги. Такое увеличение спроса взвинчивает цену за пользование деньгами. Эта цена и есть процентная ставка. Более высокий уровень цен, увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку, вызывает сокращение спроса на реальный объем национального продукта.
  2. Второй причиной, определяющей нисходящую траекторию кривой совокупного спроса, является эффект богатства, или эффект реальных кассовых остатков. Дело в том, что при более высоком уровне цен реальная стоимость или покупательная способность накопленных финансовых активов, таких, как срочные счета или облигации, находящиеся у населения, уменьшится. В таком случае население реально станет беднее и сократит свои расходы.
  3. Третьей причиной являются импортные закупки. Если уровень цен на автомобили, к примеру, поднимутся в США по сравнению с японскими, американские покупатели будут приобретать больше импортных автомобилей вместо отечественных. А иностранцы будут покупать меньше американских товаров, что приведет к уменьшению экспорта. При прочих равных условиях, повышение уровня цен у нас в стране вызовет увеличение нашего импорта и сокращение экспорта. То есть, эффект импортных закупок приводит к уменьшению совокупного спроса на отечественные товары и услуги.

К числу неценовых, сдвигающих совокупный спрос, можно отнести следующие:

  1. Изменения в потребительских расходах:
    • благосостояние потребителя;
    • ожидания потребителя;
    • задолженность потребителя;
    • налоги.
  2. Изменения в инвестиционных расходах:
    • процентные ставки;
    • ожидаемые прибыли от инвестиций;
    • налоги с предприятий;
    • избыточные производственные мощности.
  3. Изменения в государственных расходах.
  4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта:
    • национальный доход в зарубежных странах;
    • валютные курсы.

Рассмотрим кратко эти факторы.

Благосостояние потребителя, например, резкое повышение курса акций, приводит к росту благосостояния потребителя даже при неизменном уровне цен. А резкое уменьшение реальной стоимости домов и земли приведет к уменьшению благосостояния потребителя, независимо от изменений в общем уровне цен. В первом случае совокупный спрос возрастает и кривая смещается вправо. Во втором случае совокупный спрос уменьшается и кривая смещается влево. Ожидания потребителей. Если люди считают, что в будущем их реальный доход увеличится, они готовы потратить большую часть своего нынешнего дохода. Следовательно, в это время потребительские расходы возрастают и кривая совокупного спроса смещается вправо. Точно так же, ожидание новой волны инфляции увеличит сегодняшний совокупный спрос, так как покупатель может принять решение купить товары для повышения цен. Далее, высокой уровень задолженности потребителя, может заставить его сократить сегодняшние расходы, чтобы выплатить имеющиеся долги. Вследствие этого потребительские расходы сократятся, а кривая потребительского спроса сместится влево. Налоги. Уменьшение ставок подоходного налога влечет за собой увеличение чистого дохода и количества покупок при данном уровне цен, что приведет к смещению кривой совокупного спроса вправо.

Инвестиционные расходы, т.е. закупки средств производства, являются вторым неценовым фактором совокупного спроса. Сюда можно отнести увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, что приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. Далее оптимистичные прогнозы на получение прибылей на вложенный капитал увеличивают спрос на инвестиционные товары и тем самым смещают кривую совокупного спроса вправо. И наоборот. То же самое можно сказать о налогах с предприятий. Увеличение налогов с предприятий приведет к уменьшению прибылей, а следовательно, и к уменьшению инвестиционных расходов и совокупного спроса. И наоборот. Новые технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса. Пример: последние достижения в области микробиологии и электроники привели к созданию производственных мощностей для использования новых технологий.

Увеличение избыточных мощностей сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос. Попросту говоря, у фирм, работающих не на полную мощность, нет стимулов, чтобы строить новые заводы.

Стремление правительства покупать новые товары и услуги составляет третий неценовой фактор совокупного спроса. При этом совокупный спрос будет возрастать до тех пор, пока налоговые сборы и процентные ставки будут оставаться неизменными. Примером может явиться космическая программа "Аполлон", строительство БАМ, других проектов века.

Увеличение чистого экспорта (экспорт минус импорт) смещает кривую совокупного спроса вправо. Более высокий уровень американского экспорта создает более высокий спрос на американские товары за рубежом. А сокращение нашего импорта предполагает увеличение внутреннего спроса на товары отечественного производства. Национальный доход других государств также влияет на совокупный спрос. Когда уровень доходов в зарубежных странах повышается, их граждане имеют возможность покупать больше товаров, как отечественных, так и американских. Следовательно, американский экспорт увеличивается и кривая совокупного спроса смещается вправо. И наоборот.

Изменение курса валют также влияет на чистый экспорт, и следовательно, на совокупный спрос. Предположим, что цена рубля в долларах возрастает. Это значит, что доллар обесценивается по отношению к рублю. То есть, если цена доллара в рублях падает, это значит, что курс рубля повышается. В результате нового соотношения доллара и рубля российские потребители могут получать больше долларов за определенную сумму рублей. А потребители США смогут получить меньше рублей за каждый доллар. Между тем потребители в США смогут купить меньше российских товаров за определенную сумму долларов. С точки зрения американского экспорта, американские товары в рублях станут дешевле. А с точки зрения американского импорта, российские товары будут стоить дороже, чем раньше. При таких обстоятельствах можно ожидать, что американский экспорт возрастет, а импорт уменьшится. Это означает увеличение чистого экспорта, что ведет к росту совокупного спроса в США.