Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Современная концепция ситуационного управления



Ситуационные теории, не отрицая правильности концепций предыдущих школ и подходов и во многом опираясь на их достижения, пытаются интегрировать различные частные подходы к управлению. В результате их развития стало возможным сформулировать концепцию ситуационного управления, основные положения которой сводятся к следующему.

  1. Не существует какого-то универсального подхода к управлению. Различные проблемные ситуации требуют различных подходов к их разрешению.
  2. Ситуационные вероятностные факторы учитываются в стратегиях, структурах и процессах, в результате чего достигается эффективное принятие решений.
  3. Существует более одного пути достижения цели.
  4. Результаты одних и тех же управленческих решений могут сильно отличаться друг от друга.
  5. Всякая управленческая проблема должна рассматриваться только в тесной связи с другими проблемами. При принятии решения в отношении какого-либо объекта управления необходимо рассматривать влияние этого решения и на другие объекты. Осуществляя управленческие действия, необходимо исходить из того, в какой ситуации они принимаются.
  6. Менеджеры могут приспосабливать свои организации к ситуации или изменять ситуацию согласно требованию организации.
  7. Управление – это прежде всего искусство менеджера правильно определить и оценить ситуацию и выбрать наиболее эффективные методы управления, наилучшим образом отвечающие возникшей ситуации.

Сущность концепции ситуационного управления можно рассмотреть на примере предприятия, столкнувшегося с проблемой уменьшения прироста реализации выпускаемой продукции. В этом случае с точки зрения ситуационного подхода менеджеры должны проанализировать возможность применения как научных, так и поведенческих методов управления. Затем необходимо ответить на вопрос, какие из этих методов будут наиболее эффективными в сложившейся ситуации.

Руководство может изучить качество сбыта с точки зрения классической школы Ф. Тейлора и Ф. и Л. Гилбертов, подбирая технические решения путем рационального разделения труда, более узкой специализации персонала и выделения отдельных каналов распределения. Однако, если масштабы самого предприятия не позволяют принять подобное решение, уместно будет обратиться к достижениям бихевиористов и сконцентрировать основное внимание на мотивации персонала, отвечающего за сбыт. Выбор же конкретного решения зависит от множества других условий, так или иначе влияющих на персонал, организацию в целом и конечные результаты ее деятельности.

Рассмотрение ситуации как важного явления не является чем-то новым в управленческой теории. Еще в 20-е годы прошлого столетия Мери Паркер Фоллет говорила о «законе ситуации». Она отмечала, что «различные ситуации требуют различных типов знаний», и что человек обладающий знаниями применительно только к одной ситуации, стремиться быть «калифом на час». Два десятилетия спустя, в 1948 году, Ральф Стогдилл, профессор университета штата Огайо (США) провел тщательное и скрупулезное исследование характерных качеств лидера и также пришел к выводу, что именно ситуация по большей части определяет, какие черты и навыки нужны лидеру.

Ситуационные теории внесли большой вклад в науку управления, используя возможности ее прямого приложения к конкретным условиям. Они пытаются увязать определенные приемы и концепции с определенными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Они концентрируются на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций, пытаются определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом процесс управления должен состоять из следующих обязательных шагов, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.

  1. Получение необходимых знаний.Менеджер должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевает знание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов приятия решений.
  2. Определение и анализ ситуации.Руководитель должен правильно определить, какие требования к организации предъявляет ситуация и что для нее характерно, какие факторы являются наиболее важными в данный момент и какой вероятных эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.
  3. Выбор подхода и методов управления.Менеджер должен выбрать такой подход к осуществлению управления, который бы наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации, такие конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект и тем самым обеспечили бы достижение уцелей организации наиболее эффективным путем.
  4. Оценка вероятных последствий управления.Поскольку каждая из управленческих методик и концепций имеет свои достоинства и недостатки, менеджер должен проанализировать и оценить конечные результаты их использования в данной конкретной ситуации – как положительные, так и отрицательные.
  5. Создание необходимых условий.Руководитель должен сознавать, что потенциал в организации и необходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации.
  6. Проведение изменений.Управление должно произвести соответствующие изменения, позволяющие подстроиться к сложившейся ситуации.

Применение ситуационных теорий в управлении предполагает учет при выработке и принятии решений ограничивающих или сдерживающих факторов, существующих в самой организации. В рамках этих теорий выделяют три основных типа ограничений: технологические, человеческие и ограничения в постановке задачи.

  1. Технологические ограниченияопределяются типом и гибкостью организационных средств производства товаров и услуг. Различные типы организаций требуют разных видов технологических ресурсов. Поэтому, например, из-за больших капитальных вложений в машины и технологическое оборудование иногда бывает очень сложно переориентировать производство на выпуск новой продукции, призванной удовлетворить вновь возникшие потребности населения. Технология также во многом определяет степень взаимосвязи различных сегментов организации. Чем выше степень взаимозависимости, тем больше требуется координации и, следовательно, больше управленческого искусства.
  2. Ограничения в постановке задачивозникают из-за фактического характера работ, выполняемых работниками. Некоторые, например, могут работать в методической манере с небольшой вариацией действий, как в случае сборочного конвейера. Другие же, наоборот, могут быть вовлечены в более комплексные и менее регламентированные работы, такие, например, как проверка и диагностика неисправностей телерадиоаппаратуры, где рабочим приходится устранять самые разные дефекты в изделиях.
  3. Человеческие ограниченияотражают уровни компетентности персонала организации, факторы мотивации трудовой деятельности, степень восприятия работниками происходящих в организации изменений и т.д.

Несмотря на то, что ситуационные теории провозглашали, что в результате неопределенности, существующей в окружении организации, множественности возможных решений возникающих управленческих задач, порождаемой разнообразием ситуаций, нет и не может быть единого подхода к управлению, попытки найти общие характеристики любого управления практически никогда не прекращались.

Так, например, в 50 – 60-е годы XX века возникла идея единого для всех организаций, универсального управления, которая как бы априорно предполагала, что в основе теоретической модели такого управления должен лежать американский тип менеджмента, который не без оснований считался в то время лучшим и образцовым. Однако практика 70-х годов показала, что американский тип управления не только не является универсальным, но и далек от того, чтобы считаться совершенным. Особенно наглядно это проявилось при сравнении американского и японского типов управления.