Ситуационные теории, не отрицая правильности концепций предыдущих школ и подходов и во многом опираясь на их достижения, пытаются интегрировать различные частные подходы к управлению. В результате их развития стало возможным сформулировать концепцию ситуационного управления, основные положения которой сводятся к следующему.
Сущность концепции ситуационного управления можно рассмотреть на примере предприятия, столкнувшегося с проблемой уменьшения прироста реализации выпускаемой продукции. В этом случае с точки зрения ситуационного подхода менеджеры должны проанализировать возможность применения как научных, так и поведенческих методов управления. Затем необходимо ответить на вопрос, какие из этих методов будут наиболее эффективными в сложившейся ситуации.
Руководство может изучить качество сбыта с точки зрения классической школы Ф. Тейлора и Ф. и Л. Гилбертов, подбирая технические решения путем рационального разделения труда, более узкой специализации персонала и выделения отдельных каналов распределения. Однако, если масштабы самого предприятия не позволяют принять подобное решение, уместно будет обратиться к достижениям бихевиористов и сконцентрировать основное внимание на мотивации персонала, отвечающего за сбыт. Выбор же конкретного решения зависит от множества других условий, так или иначе влияющих на персонал, организацию в целом и конечные результаты ее деятельности.
Рассмотрение ситуации как важного явления не является чем-то новым в управленческой теории. Еще в 20-е годы прошлого столетия Мери Паркер Фоллет говорила о «законе ситуации». Она отмечала, что «различные ситуации требуют различных типов знаний», и что человек обладающий знаниями применительно только к одной ситуации, стремиться быть «калифом на час». Два десятилетия спустя, в 1948 году, Ральф Стогдилл, профессор университета штата Огайо (США) провел тщательное и скрупулезное исследование характерных качеств лидера и также пришел к выводу, что именно ситуация по большей части определяет, какие черты и навыки нужны лидеру.
Ситуационные теории внесли большой вклад в науку управления, используя возможности ее прямого приложения к конкретным условиям. Они пытаются увязать определенные приемы и концепции с определенными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Они концентрируются на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций, пытаются определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.
Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом процесс управления должен состоять из следующих обязательных шагов, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации.
Применение ситуационных теорий в управлении предполагает учет при выработке и принятии решений ограничивающих или сдерживающих факторов, существующих в самой организации. В рамках этих теорий выделяют три основных типа ограничений: технологические, человеческие и ограничения в постановке задачи.
Несмотря на то, что ситуационные теории провозглашали, что в результате неопределенности, существующей в окружении организации, множественности возможных решений возникающих управленческих задач, порождаемой разнообразием ситуаций, нет и не может быть единого подхода к управлению, попытки найти общие характеристики любого управления практически никогда не прекращались.
Так, например, в 50 – 60-е годы XX века возникла идея единого для всех организаций, универсального управления, которая как бы априорно предполагала, что в основе теоретической модели такого управления должен лежать американский тип менеджмента, который не без оснований считался в то время лучшим и образцовым. Однако практика 70-х годов показала, что американский тип управления не только не является универсальным, но и далек от того, чтобы считаться совершенным. Особенно наглядно это проявилось при сравнении американского и японского типов управления.