Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Сущность социальной ответственности как основополагающей стратегии корпоративного управления в компании



Социальная ответственность является основой философии бизнеса. Конечно, каждая компания имеет полное право индивидуально устанавливать свои стратегические цели, но сфера КСО не может оставаться без внимания при любой стратегии. По большому счету, то, что главной целью любой предпринимательской деятельности является получение прибыли - является императивом. Однако понятно, что чисто математически по отношению к интересам общества эта прибыль может получаться тремя путями:

  • так, чтобы интересы общества при этом удовлетворялись;
  • так, чтобы интересы общества при этом нарушались;
  • так, чтобы для общества все это было безразлично.

В данном случае речь идет о том, что социально ответственный предприниматель допускает для себя использование только первой группы, не обращаясь ко второй и третьей независимо от уровня прибыли.

Сегодня отечественные предприятия уже начинают переходить от декларирования принципов ведения социально ответственного бизнеса к практике системного и стратегического планирования и воплощения различных социальных программ - как внешнего, так и внутреннего направления. Мы можем уже наблюдать конкретные примеры того, что корпоративная социальная ответственность способствует не только созданию определенного статуса компании, но и увеличению доходов, обеспечивает ожидаемые практические результаты. При этом очевидно положительный эффект на развитие экономики, социальной сферы и окружающей среды, что является залогом устойчивого развития. Подходы к определению социальной ответственности приведены в табл. 1.

Таблица 1

Подходы к определению социальной ответственности

Понимание социальной ответственности Источник / организация
Ответственность организации за влияние ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этическое поведение, которое:
  • содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;
  • учитывает ожидания заинтересованных сторон и соответствует законам;
  • согласуется с международными нормами поведения и интегрированное в деятельность всей организации.
Международный стандарт социальной ответственности ISO26000
Концепция, которая позволяет интегрировать в повседневную деятельность коммерческих предприятий социальные и экологические аспекты, а также учитывать их в процессе добровольного взаимодействия с заинтересованными сторонами (стейкхолдерами, группами влияния). «Зеленая книга» Европейской комиссии
Достижения коммерческого успеха средствами, которые основываются на этических нормах и уважении к людям, общества, окружающей среды. Объединение корпораций США "Business for Social Responsibility"
Долгосрочное обязательство компаний вести себя этично и способствовать экономическому развитию, одновременно улучшая качество жизни работников и их семей, общины и общества в целом Мировой Совет Компаний по Устойчивому Развитию – WBCSD
Содействие ответственное деловой практике, которая дает выгоду бизнесу и обществу и помогает достичь экономического, социального и экологического установленного развития через максимальное увеличение позитивного влияния бизнеса на общество с одновременной минимизацией его негативного влияния. Международный форум лидеров бизнеса - IBLF

Как видим, определение социальной ответственности различаются тематически и географически. Некоторые активно связывает КСО с развитием устойчивых общин. Если в США социальная ответственность очень часто связывается с программами волонтерства работников компаний и благотворительностью, то ее европейское понимание заключается в ведении бизнеса с учетом социально-ответственности.

Итак, социальная ответственность - это концепция, которая поощряет компании учитывать интересы общества, беря на себя ответственность за влияние деятельности компании на потребителей, стейкохолдерив, работников, общества и окружающей среды во всех аспектах своей деятельности.

Типы социальной ответственности как основополагающей стратегии корпоративного управления в компании, определены М. Портером и М. Крейнера, показана на рис. 1.

Типы социальной ответственности как основополагающей стратегии корпоративного управления в компании

Рис. 1 Типы социальной ответственности как основополагающей стратегии корпоративного управления в компании

Одним из наиболее важных аргументов в пользу необходимости внедрения социальной ответственности в практику деятельности предприятия является то, что традиционно социальная ответственность определяется как активный фактор повышения конкурентоспособности предприятия и одновременно как эффективная стратегия роста благосостояния населения и достижения устойчивого развития. При этом объективно встает вопрос анализа конкурентных преимуществ социально ответственных компаний.

Как показывает анализ известных практик, внедрение социальной ответственности в деятельность предприятий создает возможности повышения конкурентоспособности различными путями. Анализ результатов внедрения СО-стратегий по отдельным названными параметрами свидетельствует о формировании целого комплекса потенциальных конкурентных преимуществ для социально ответственных предприятий. В частности, одним из наиболее важных факторов влияния на рынок спроса, как показывают многочисленные исследования, в современных условиях выступает имидж предприятия как социально ответственного. Свойства социальной ответственности как основополагающей стратегии корпоративного управления в компании приведен на рис. 2.

Сущностные характеристики социальной ответственности, как основополагающей стратегии корпоративного управления в компании

Рис. 2 Сущностные характеристики социальной ответственности, как основополагающей стратегии корпоративного управления в компании

Важно подчеркнуть, что в условиях глобализации сам факт социально ответственного ведения бизнеса является важным фактором инвестиционной привлекательности предприятия. Несмотря на то, что реализация программ социальной ответственности объективно вызывает значительный рост расходов предприятия, в долгосрочном периоде они компенсируются ростом дохода от улучшения гудвилла компании и повышения инвестиционной привлекательности, что в конечном итоге создает условия для роста конкурентоспособности.

По заключению агентства Conference Board, предприятия, являющимеся социально ответственными, имеют значительно более высокие финансовые показатели, чем для социально неответственных предприятий, а именно: доход на инвестированный капитал выше на 9,8%, доход с активов - на 3,55%, доход с продаж - на 2,79%, прибыль - на 63,5%. Результат исследования консалтинговой компании Towers Perrin показал, что доход акционеров социально ответственных предприятий был почти в 2 раза выше среднего.

Внедрение в компаниях системы ключевых показателей социальной ответственности обеспечивает соблюдение принципа "What gets measured, gets done" ("Что измеряется, то и делается"). В общем, мониторинг зависимости эффективности деятельности предприятия от внедрения стратегии социальной ответственности свидетельствует, что предприятия, которые реализуют активную социальную политику, экономят до 40% затрат на продвижение своих товаров или услуг на рынке. Это позволяет сделать вывод, что реализация стратегии социальной ответственности бизнеса способствует росту рентабельности, а следовательно, и конкурентоспособности. На рис. 3 показан механизм социальной ответственности как основополагающая стратегия корпоративного управления предприятия.

В мире активно обсуждается вопрос конкурентного преимущества социально ответственных компаний. Достаточно интересным примером является сравнение конкурентоспособности стран. Экономика Швеции – самая конкурентоспособная в ЕС. Таковы результаты исследования Всемирного экономического форума, который раз в два года оценивает, как страны ЕС выполняют договоренности по развитию национальных экономик, достигнутые в 2000 году.

Механизм социальной ответственности как основополагающая стратегия корпоративного управления предприятием

Рис. 3 Механизм социальной ответственности как основополагающая стратегия корпоративного управления предприятием

Эти договоренности предусматривали, что европейская экономика будет развиваться на основе инноваций и честной конкуренции, а социальные гарантии работникам увеличиваться.

Швеция занимает первое место в рейтинге второй раз подряд. Здесь лучше всего среди стран Европы обстоят дела с информатизацией населения, а также с прозрачностью экономики и финансовой инфраструктурой. Инновационная экономика - в Финляндии. Однако в общем рейтинге эта страна лишь вторая, в частности из-за недостаточной прозрачности своей экономики. На третьем месте Дания. Доминирование скандинавских стран в рейтинге объясняется во многом и тем, что крупные страны Евросоюза, такие как Германия и Франция, сократили расходы на IT в угоду социальным.

Таким образом, можно быть ответственным и оставаться конкурентоспособным. Существует даже теория кластеров корпоративной ответственности, рассматривает возможность создания географических кластеров компаний с приближенной стратегией КСО вроде индустриальных парков. Компании из подобных кластеров, например, иметь синергию от внедрения собственных стратегий КСО, иметь общие наработки в сфере КСО, способствовать их конкурентоспособности.

В ближайшие десятилетия ориентация на социальную ответственность, а также государственно-частное партнерство, предоставляют широкие возможности которые можно оценить в объеме 6,2 трлн. $ для дальновидных компаний-лидеров: такой вывод международного исследования, которое в 2010 г. было проведено Всемирным советом бизнеса по устойчивому развитию (WBCSD). Управленческие инновации по внедрению принципов социальной ответственности в стратегию управления существенно влияют на материальные и нематериальные активы, обеспечивая конкурентоспособность и долгосрочное устойчивое развитие компаний и территорий их присутствия.