Заявление президента Армении Сержа Саркисяна, распространенное через ИТАР-ТАСС, вполне тянет на сенсацию: Армения желает войти в Таможенный союз с планами на формирование ЕврАзЭС. Российский президент желание коллеги поддержал и тут же заверил его в том, что «Российские железные дороги» на развитие железнодорожной системы Армении готовы выделить 15 миллиардов рублей.
Хотя формально интерес к ТС у армянской стороны был с момента его основания (т.е. с 2010 года), в реальности никто и ничего здесь не ждал: ни с кем из членов ТС у Армении границ нет, а значит и смысл подобного присоединения отсутствует почти полностью.
Мало того: внутри самого ТС сейчас идет такая чехарда, что даже его сохранение в текущем виде будет небольшим, но все же достижением для Кремля. И Украина, которую в Таможенный союз сватают практически все время, воспринимает подобное «принуждение к любви» без видимого энтузиазма.
Александр Лукашенко, неоднократно задававший публичный вопрос о целесообразности ТС, теперь плавно превращается для Кремля чуть ли не в главного врага: Сулейман Керимов стал невыездной из России фигуру из-за того, что Интерпол согласился с доводами белорусской стороны, объявившей в розыск олигарха. Торговая война с Белоруссией в разгаре и конца ей пока не видно.
Напрячься придется и Казахстану: придумать, какую выгоду страна может получить от вступления в Таможенный союз Армении – это задача не самая простая.
Так что слова Саркисяна – это политика с экономическим оттенком. России и лично Владимиру Путину крайне необходимо, чтобы кто-то поддержал их позицию на фоне конфликта со всеми вокруг. И Армения теперь вправе рассчитывать на серьезную помощь со стороны РЖД, только поговорив о малопонятных перспективах.
Цифры в экономических вопросах решают все. Начнем с Таможенного союза: оборот России и Казахстана за 2012 год достиг 24 миллиардов долларов. С Беларусью торговали активнее: здесь дошли до 45 миллиардов долларов. А вот Россия и Армения за аналогичный период между собой наторговали в долларах лишь на полмиллиарда. Т.е. РЖД готова выделить армянским железнодорожникам 15 миллиардов рублей – эквивалент годового оборота между этими странами вообще.
Цифры – вещь упрямая. Заявления Сержа Саркисяна пока реалистично не выглядят, зато логика в их озвучивании видится вполне. И не важно, что в итоге участие в ТС Армении весьма сомнительно: важно, что появляется возможность такую межгосударственную структуру просто сохранить от развала.
Использовались материалы www.economy.gov.ru
Андрей Сливка