Фонд национального благосостояния (ФНБ), равно как и Резервный фонд страны останутся «подушкой безопасности», от которой никто не спешит отказываться, пустив «в расход» все накопленные ранее суммы. Такое высказывание Владимира Путина приводит сегодня издание Газета.Ru.
Впрочем, 40% от накоплений президент все же использовать хочет: деньги нужны для развития проектов в сфере инфраструктуры. Однако эксперты не видят оптимизма в будущей экономической отдаче таких проектов – слишком уж все сложно выглядит.
Если же посмотреть на все происходящее еще и с учетом динамики запасов ФНБ, то слова президента о необходимости сохранить такие резервы воспринимать следует в качестве «отвода глаз» от основной проблемы: «подушка безопасности» у России исчезает. Судите сами: в сентябре Фонд обладал 2, 884 триллионами рублей, однако уже к началу октября денег осталось меньше на 37 миллиардов. В октябре «проели» еще 2 миллиарда, и вот уже на начало ноября остается 2, 845 триллиона рублей. И на 40% от этой суммы уже имеются виды.
Желание пустить в оборот накопленные средства объясняются просто: не то сейчас время, чтобы деньги «мертвым грузом» ждали более подходящего момента. В стране – затяжная рецессия и экономику следует оживить.
Что предлагает Владимир Путин? Все инфраструктурные объекты, в которые из резервов ФНБ будут вливаться инвестиции, представляют собой мегапроекты почти советского прошлого. Список здесь таков:
На все три пункта запланировано по 150 миллиардов рублей. Но данные 450 миллиардов – лишь часть от запланированных «инфраструктурных» 1,8 триллионов рублей, о которых на инвестфоруме в северной столице говорил Путин лично. Из этой суммы частные инвесторы должны будут изыскать 660 миллиардов рублей, остальное ложится на плечи государству.
А вот с этого момента начинается еще и путаница: первый вице-премьер Игорь Шувалов отчитался о сложностях реализации проекта ВСМ. По словам чиновника, просчитано здесь далеко не все, так что не просто рано говорить об окончании подобного транспортного сообщения между Казанью и Москвой к 2018 году, но и вообще о его запуске говорить преждевременно. А 150 миллиардов, предназначенных сюда, будут перенаправлены на создание и улучшение Московского авиаузла. Если ВСМ не отменяется вовсе, то со временем станет вопрос, где найти «ушедшие на сторону» миллиарды.
Обилие инфраструктурных проектов далеко не всем по душе: министр финансов Антон Силуанов раскритиковал предложение Шувалова увеличить лимиты растрачиваемых средств ФНБ до 50-60%. Силуанов опасается, что распыление ударит прежде всего по эффективности реализации каждого из проектов.
Отчасти поддерживает такую позицию министра и вице-премьер Аркадий Дворкович: он отмечает, что каждый из проектов – это огромный риск, где нет никакой гарантии на успех. Логично было бы в такой ситуации выжимать максимум в каждом отдельном случае, имея шанс перекрыть неудачу. А вот если провальными окажутся одновременно все направления, то исправлять что-то будет слишком поздно.
Инфраструктурное развитие – это импульс для целого вороха направлений экономики пойти на подъем. Но – с двумя оговорками: во-первых, здесь можно рассчитывать лишь на долгосрочный эффект, а, во-вторых, гарантий успеха нет...
Разговоры о масштабных начинаниях в России на высшем уровне слышны давно: реформирование тоже сюда относится. Однако собираться – это одно, начать делать – другое, а добиться успеха – вообще третье. Однозначно все только с финансами ФНБ: накопить их снова в ближайшие годы удастся вряд ли, зато потратить с таким размахом можно будет все достаточно быстро.
Андрей Сливка