В начале октября текущего месяца был дан старт конкурсу по приватизации ремонтной железнодорожной компании Греции ROSCO. В РЖД на этот момент жаловались на плохие перспективы в связи с планами правительства заморозить рост тарифов естественных монополий: в компании ссылались на будущие миллиардные убытки, вынуждавшие монополию пойти на сокращение персонала. Однако принять участие в конкурсе по покупке греческих коллег руководству железнодорожников это не помешало.
Помимо россиян на греческую компанию ROSCO претендуют также местная компания Gek Terna, немецкий концерн Siemens и французская Alstom. Полный пакет ценных бумаг выставленной на торги компании передан под управление Греческого фонда по приватизации HRADF, созданного год назад для ускорения процессов приватизационных торгов.
Для подтверждения серьезности намерений российской стороны в эти дни в Грецию прибывают министр иностранных дел Сергей Лавров и Владимир Якунин, возглавляющий РЖД. Сам визит запланирован как двухдневный.
Однако для успеха в торгах монополии придется еще заключить долгосрочный контракт с другим оператором железных дорог Греции – компанией Trainose, на приватизацию которой РЖД подавала документу еще раньше.
На самом деле греческие железнодорожники – только «одни из» в списке тех, на кого положили глаз в РЖД из стран Центральной Европа: Словакия, Польша, Болгария и даже доля в Deutsche Bahn – вот сфера интересов страдающей от безденежья РЖД. Номинально целью российской естественной монополии является экономический контроль за центральными сообщения между Азией и Европой, но, сопоставив объемы инвестиций и потенциальное усиление позиций, вывод делается иной: на кону – политика.
Однако еще раз вернемся к Греции: через нее у РЖД тоже есть планы покорения мира. Именно греческие железнодорожники стали активными лоббистами ж/д коридора, который мог бы выступить реальной конкуренцией морскому пути через Босфор. А здесь – возможность давления на Турцию, с которой у Москвы на фоне соревнующихся проектов газопроводов свои взаимоотношения.
Но потянет ли структура Владимира Якунина, регулярно жалующегося на дефицит финансов, такие проекты? Вопрос, на самом-то деле в другом: удастся ли Якунину добиться выхода из-под моратория на рост тарифов в 2014 году. Ведь если мораторий РЖД не коснется, то вопрос будет вообще перефразирован: хватит ли у клиентов монополии (а это жители России и бизнес страны) средств для косвенного финансирования геополитических амбиций железнодорожников?
Андрей Сливка