Стратегия ГМК «Норникель» меняется: хотя разговора о радикальном повороте в действиях компании все же нет, ситуация в целом остается интересной. В общих чертах новая стратегия выглядит так: зарубежные активы продаются полностью и все инвестиции остаются в стране.
Правда, на практике сложности с реализацией планов у «Норникеля» будут: 6 лет назад, когда покупались активы за границей, экономическая ситуация была совсем иной. Мир до кризиса – это более высокие цены, а ведь тогда ГМК потратил 6,3 миллиарда долларов на покупку активов. Сколько удастся за них выручить сегодня – это вопрос не столько к аналитикам, сколько к самому рынку «без разведки».
Что же касается инвестиций внутри страны, то в «Норникеле» называют цифру годовых инвестиций на уровне 2 миллиардов долларов. Подобная стратегия не столь значительно, но отразится на проблемах России с оттоком капитала – и отразится в лучшую сторону.
ЮАР, Австралия, Ботсвана – вот география покупок компании, датированных 2007 годом. Михаил Прохоров, кстати, еще тогда подобные покупки сильно не одобрял, но к его мнению не прислушались, а голосующих акаций для того, чтобы диктовать свои условия, у Прохорова не было.
В те далекие с экономической точки зрения времена тонна никеля на международном рынке оценивалась в 50 000 долларов. О таких ценах сегодня «Норникель» может только мечтать, ведь цена сегодня опустилась до 3,6 тысяч долларов за ту же тонну и того же самого металла. Вот и считаем, как могли «просесть» в цене активы компании на этом фоне.
Пока аналитики весело подсчитывают, какой объем валюты вернется в страну на фоне новых приоритетов ГМК, мы бы хотели еще раз обратить внимание на то, что назвать потенциальных покупателей никто так и не смог. Цена вопроса велика, и вряд ли руководство «Норникеля» станет «сбрасывать» свои активы за любые деньги, лишь бы от них отделаться. Иначе средств на внутренние инвестиции может и не быть.
Так что новая стратегия – это, конечно, хорошо. Но будет ли все это воплощено в реальность?
Андрей Сливка