Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Теории классификаций человеческих потребностей



В современной теории менеджмента существует несколько классификаций потребностей человека, которые направлены на решение задач связанных с максимальным использованием потенциал работников, и реализуя их потребности, как мотивационный элемент или в осуществлении власти.

Со времен Аристотеля потребности делились на телесные и духовные. Самую популярную классификацию потребностей предложил американский психолог А. Маслоу выделяя при этом пять групп потребностей:

  • физиологическая потребность;
  • потребность безопасности;
  • потребность причастности (к коллективу или обществу);
  • потребность признания и самореализации (самовыражения).

Данные группы образуют собой иерархическую лестницу, где критерием их расположения выступает порядок их удовлетворения. Используя эту классификацию можно проследить закономерность того что не всегда поднятием зарплаты, выплатами премий можно способствовать лучшей работы подчиненного. То есть на каждом этапе потребностей человека, существуют свои рычаги воздействия.

К. Альдерфер, предложил модель потребностей личности, которые также образуют иерархическую структуру:

  • Потребности существования, соответствующие первым двум группам потребностей по Маслоу (физиологическая и безопасности).
  • Потребности связи, реализуемые в межличностных отношениях. Они соответствуют третьей и четвертой группам (причастности и признания).
  • Потребность роста, что связано со стремлением человека к развитию личностного потенциала.

В отличие от Маслоу, Альдерфер полагал, что для актуализации более высоких потребностей не обязательно должны удовлетворяться те, которые находятся на нижележащих уровнях. Потребности проявляются одновременно, и то какая из них доминирует, не играет столь важной роли, как в модели Маслоу. Исходя из этого, следует, что даже на первой стадии человек испытывает потребность развития, но это не опровергает теорию Маслоу, а расширяет и дополняет её. Иначе говоря, человек испытывает нужду в удовлетворении всех потребностей, но на каждом этапе у них разная приоритетность.

Д. МакКлелланд классифицирует потребности:

  • достижения;
  • соучастия;
  • власти.

Эти потребности не имеют иерархической структуры, они взаимодействуют в зависимости от индивидуальных психологических особенностей человека и связаны с последними уровнями моделей Маслоу и Альдерфера.

Согласно теории Ф. Герцберга все факторы, определяющие поведение человека на предприятии делятся на две группы:

  • гигиенические;
  • мотивирующие.

К первым Герцберг относил санитарно-гигиенические условия труда, обеспечение физиологических потребностей, потребностей в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы соотнесены с потребностями самовыражения и развития.

Российский социолог В.Г.Подмарков рассматривал три группы потребностей:

  • обеспечения;
  • призвания;
  • престижа.

В учебниках по экономической теории принято деление потребностей на первичные и вторичные (в общении, знании, развитии).

Во всех перечисленных классификациях не соблюдается требование полноты. Так, в схемах Маслоу, Альдерфера и МакКлелланда нет групп, к которым можно было бы отнести потребности к свободе, вере, духовном совершенствовании и др.

Логическим основанием для построения классификации потребностей, предложенной С.Б. Кавериным, стали принципы:

  • деятельности;
  • доминирования.

Он считает, что все, что делает человек в течение жизни, исчерпывается четырьмя видами деятельности: труд, общение, познание и рекреация. Каждому виду деятельности должна соответствовать своя группа потребностей, начинающаяся с определенного биологического прототипа и выстроенная в вертикальной иерархической последовательности в соответствии с законом возвышения потребностей: каждый более высокий уровень в матрице отражает более высокую ступень социализации.

Классификация потребностей по Каверину

Потребности в творчестве, творческом труде:

  • Потребность быть личностью.
  • Нравственная эстетическая потребность.
  • Потребность смысла жизни.
  • Потребность в подготовленности и потребность преодоления.

Социогенные:

  • Потребность в самоутверждении.
  • Потребность в общении.
  • Потребность в познании.
  • Потребность в самовыражении.

Психофизиологические:

  • Гедонические потребности.
  • Потребность в эмоциональном насыщении.
  • Потребность в свободе.
  • Потребность в восстановлении энергии.

Биогенные:

  • Потребность в безопасности, самосохранении.
  • Потребность эмоционального контакта.
  • Ориентировочная потребность.
  • Потребность в двигательной активности, игре.

Вышерасположенная потребности оказывает возвышающее, «руководящее» влияние на реализацию расположенной ниже, а нижележащая потребность рассматривается как опорная основа, базируясь на которой можно осуществить возвышение потребности до более совершенного состояния. Однако и данная классификация не лишена недостатков: например, тот общепризнанный факт, что познание и общение являются функциями трудовой деятельности.

Все вышеперечисленные теории едины в том, что первично движет человеком потребность физиологической удовлетворенности, но при этом регулируется при помощи социально-психологических потребностей. Когда же первая группа удовлетворяется полностью, то решающей остается вторая. Все это используется в теории и практики менеджмента.