Показатели качества управления персоналом Часть №1
I.Качество системы управления персоналом
A.Организационно-институциональная структура
Структура службы управления персоналом (изменения), соответствие целям, структура и численность персонала службы УП, уровень его квалификации, уровень регламентации работников службы УП, соответствие выполняемых функций, изменения в выполнении функций по УП, ответственность и полномочия сотрудников УП, "документационное обеспечение службы УП, распределение областей ответственности и функций между подразделениями и сотрудниками, делегирование полномочий, участие в самооценке, средний объем работ по функциям, оптимальность (качество, сроки) выполнения функций, др.
B.Содержательная структура
1) Планирование, отбор, найм расстановка
Обеспеченность персоналом, наличие и время существования вакансий, соответствие профессионального профиля рабочих мест и работников, наличие (отсутствие, изменение) числа сверхурочных часов на 1 работника, соответствие квалификации работников сложности выполняемых работ, соответствие социально-личностных характеристик требованиям, текучесть кадров, число обращений к администрации по вопросам перевода в другие подразделения, наличие информации о потребности в персонале, соотношение числа откликнувшихся на объявление вакансии, участвующих в конкурсе на нее, получивших приглашение на работу, принятых на работу и оставшихся на работе после испытательного срока, др.
2) Развитие, обучение и продвижение
Наличие программ обучения, повышение квалификации, профессионально-квалификационного продвижения, их соответствие целям и задачам развития организации, степень освоения знаний, навыков, умений, изменение трудовых показателей после обучения,. изменение в трудовом поведении различных категорий персонала, продолжительность различных программ, обновление программ, формы обучения, охват работников программами, доля работников, владеющих смежными профессиями, специальностями, наличие кадрового резерва, рост квалификации работников
3) Оценка и стимулирование
Принятая система учета и оценки результатов труда, ее соответствие целям и задачам организации, состояние нормирования труда (виды норм, их качество, охват нормированием, пересмотр норм); применяемые формы и системы оплаты труда, их соответствие предъявляемым требованиям, премиальные системы (показатели, условия, шкалы, круг премируемых, периодизация премирования); система дифференциации оплаты труда, учет квалификации (тарифные сетки, их характеристики и др.); применяемые доплаты и надбавки к тарифным ставкам и окладам; порядок начисления заработной платы, доплат, премий и др., порядок пересмотра заработной платы, соблюдение законодательства РФ; уровень, структура, динамика заработной платы, соотношение оплаты труда различных категорий работников, соотношение уровня оплаты труда в организации и у конкурентов, в отрасли, на аналогичных должностях, соотношение динамики заработной платы и темпов инфляции; своевременность выплаты заработной платы; виды и действенность неденежных материальных стимулов; формы нематериального стимулирования (морального, социального).
4) Организация процесса труда, рабочих мест, условий труда
Структура трудовых процессов, характеристики их составляющих, соответствие социальным, экономическим, организационным, психофизиологическим требованиям; соблюдение границ разделения труда, принципов кооперации; отсутствие (наличие) монотонности; величина и характер нагрузок, темп работы, рабочая поза динамика и состояние работоспособности, наличие (отсутствие, динамика) профессиональных заболеваний; производственного травматизма; конкретные показатели, характеризующие санитарно-гигиенические условия труда (температура, влажность, подвижность воздушной среды, чистота (загрязненность) воздушной среды, шум, вибрация, освещение, излучения); показатели эстетических условий труда; показатели эффективности организации рабочих мест; режимы труда и отдыха, графики сменности; показатели использования рабочего времени работника и оборудования; средства безопасности и охраны труда, численность (доля) занятых на работах с неблагоприятными (вредными, особо вредными, опасными) условиями труда, выполняющих работу вручную.
5) Регулирование социально-психологических отношений
Наличие (число) конфликтов, трудовых споров, их причины, потери рабочего времени из-за конфликтов; текучесть по причине неудовлетворенного социально-психологического климата; наличие разобщенных групп, неформальных лидеров, направленность их влияния, общение вне работы; социальное обслуживание работников; характер отношений с руководителями, подчиненными, сотрудниками; стиль руководства.
6) Адаптация, интеграция, вовлечение
Период (сроки) адаптации, показатели динамики результатов (количественных и качественных) труда, «разброс» этих показателей, вхождение в социальные группы, личное-возвышение, участие в управлении (участие в работе групп), показатели абсентеизма, повышение творческой активности, принятие системы ценностей и норм, трудовая, технологическая дисциплина, потенциальная текучесть.
7)Высвобождение
Число (доля) постоянных работников, состав (социально-демографический, профессионально-квалификационных, по стажу) увольняемых, причины увольнений, соответствие законодательству РФ процедур высвобождения, увольнения, текучесть, в т.ч. потенциальная.
C.Технологически-процессуальная структура
Методы, технологии, процедуры, ~ регламенты планирования, отбора, найма, расстановки, развития и т.д. по функциям управления персоналом.