Алишер Усманов всегда на слуху, хотя о нем информации куда меньше, чем о его состоятельных коллегах по олигархическому цеху. Частные детективы, нанятые руководством лондонского футбольного клуба «Арсенал», так и не смогли расставить точки в темной истории его молодости. Усманов не концентрируется только на одном виде бизнеса, у него весьма диверсифицированный портфель и явная ставка на развивающийся сегмента интернета.
Алишер Бурханович Усманов родился 9 сентября 1953 года в Узбекской ССР. Четырем детям, из которых Алишер был самым старшим, было уготовлено перспективное будущее: их отец занимал пост прокурора Ташкента.
Легендарный роман Александра Дюма «Три Мушкетера» стал во многом определяющим для тогда еще подростка: мальчик увлекается фехтованием настолько, что родители отправляют его в соответствующую спортивную секцию. Спустя всего пару лет юный Алишер вошел сначала в республиканскую сборную, а позже – и в сборную СССР по фехтованию. До сих пор Алишер Усманов является президентом Международной ассоциации фехтования.
Заниматься довелось в одном Дворце спорта вместе с Ириной Винер, которая со временем станет Президентом Всероссийской федерации художественной гимнастики (c 2008 года), вице‑президентом технического комитета по художественной гимнастике Международной федерации гимнастики (FIG) и Олимпийской чемпионкой. В будущем Ирина и Алишер еще и супругами станут...
В 1971 году Алишер Бурханович поступил в легендарный МГИМО на одну из самых престижных специальностей – международное право. Учиться здесь довелось вместе с Сергеем Ястржембским. Далее была работа в Академии наук СССР, ЦК ЛКСМ Узбекистана и, наконец, в качестве апогея - Внешнеэкономическая ассоциация Советского комитета защиты мира, где Алишеру Усманову достался главный пост гендиректора.
Далее ставим троеточие – грядущий «темный» период в жизни олигарха пока лучше пропустить...
В конце 80-ых годов, перебравшись в Россию с помощью бывших сокурсников, Усманов выходит на серьезные горизонты. Появляется первое коммерческое предприятие бизнесмена: он сумел договориться с руководством фабрики (Раменский завод пластмасс) по выпуску целлофановых пакетов в Подмосковье. Реализация столь дефицитного на тот момент товара позволила получить серьезный капитал. В это же время налаживаются поставки табачной продукции.
С 1990 по 1994 годы будущий олигарх работает в ЗАО «Интеркросс», занимая пост первого заместителя гендиректора. В этом же промежутке происходят и свадьба с Ириной Винер, и вхождение Алишера Усманова в совет директоров «Первого русского независимого банка». После «Интеркросса» наступает период плотной работы в банковском сегменте.
В 1997 году заканчивается учеба в Финансовой академии при Правительстве РФ, где получается еще одна специальность – «банковское дело», однако с этого же года Усманов отходит от, как казалось, ставшей родной тематики: изначально он получает членство в совете директоров ОАО «Архангельскгеолдобыча» (АГД), после чего уже в качестве первого заместителя генерального директора переходит в ООО «Газпроминвестхолдинг». Здесь, наверное, важнее всего выделить первую часть названия предприятия – «Газпром…». Именно «Газпром» теперь становится ключевым спутником набирающего экономическую мощь Усманова.
С 2000 года газовая монополия России и Алишер Усманов пересеклись настолько плотно, что в той или иной мере их взаимодействие приобрело постоянный характер. Работать в основном приходилось с «дочками» «Газпрома», для которых решались весьма и весьма важные вопросы. К примеру, для ООО «Газпроминвестхолдинг» нашла решение проблема возврата дебиторской задолженности. Под контроль монополии руками олигарха возвращаются «Севернефтегазпром» (полный пакет акций), «Запсибгазпром» и «Сибур» (контрольные пакеты), «Стройтрансгаз» (свыше 50%). Через «Севернефтегазпром» «Газпром» получает под свой контроль Южно-Русское месторождение. И хотя детали остаются почти полной тайной, но общий успех деятельности Алишера Усманова на этом поприще стоит признать.
Газовая монополия России – это огромные денежные потоки, сопричастность к движению которых может быстро помочь сколотить капитал. Почти нереально отследить скорость и масштабы обогащения будущего олигарха, но денег оказалось достаточно для будущих весьма серьезных приобретений. В любом случае, Усманов-олигарх по-настоящему начал формироваться именно на нефтегазовые средства. Но это не значит, что он на них сконцентрировался...
Начиная с 2006 года Алишер Усманов всерьез берется за самые разнообразные активы. Суммы с каждым годом будут нарастать, начнут фигурировать миллиарды долларов. Однако и вновь самые интересные подробности происходящего остаются за кадром: общественности оставляют лишь вывески новостей...
На границе общественной деятельности и бизнеса находятся Бюро Правления Российского союза промышленников и предпринимателей, где Алишер Усманов и по настоящий день остается действующим членом, став главой входящего в структуру Комитета по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности и устранению административных барьеров.
В этом же 2006 году Бадри Патаркацишвили и Борис Березовский продают полный пакет акций издательского дома Коммерсантъ, и продают именно Усманову – как лицу физическому. С этого момента олигарх начинает обрастать медиа-активами. На базе Коммерсанта как издательского дома быстро выстраивается новый медиа-холдинг, для которого закупают 50% акций спортивного канала 7ТВ и 75% акций канала Муз-TV.
К 2008 году благодаря знакомству с Юрием Мильнером Усманов становится акционером Digital Sky Technologies (DST) – мощной интернет-компании, в скором будущем разделившейся на российские активы в виде Mail.Ru Group и зарубежные активы в виде DST Global.
У датского юриста Джеффри Гальмонда в этом же году Усманов выкупает 31,1% акций оператора сотовой связи «МегаФон». В СМИ проскакивает оценочная цифра сделки в 5 миллиардов долларов.
Еще спустя 2 года портал Mail.Ru переходит под полный контроль бизнесмена, стартует выход из доли в Facebook на фоне начатой социальной сетью IPO. Уже в 2012 году издание «Форбс» расскажет, что именно Усманов примирил основателя ВКонтакте Павла Дурова и Mail.Ru Group (владеет 39,99% данной социальной сети), обеспечив Дурову полный операционный контроль за проектом в качестве генерального директора. Позже Усманов будет выступать с перманентной критикой Дурова, но пока – начнем заполнять пробелы.
До кризиса Алишера Усманова считали 19-ым номером в списке самых богатых людей России с капиталом в 9,5 миллиардов долларов. Это был 2008 год. Годом позже олигарх опустился до 1,6 миллиардов с 26-ым итоговым местом. В мировых рейтингов он еще не имеет своего номера.
Резкий ренессанс начинается для Алишера Бурхановича уже в 2010 году, когда его впервые включают в мировой рейтинг богачей с 100-ым местом (14 место в России): состояние резко подскочило до 7,2 миллиардов долларов. Но и это было лишь разгоном: издание «Форбс» в 2011, 2012 и 2013 годах оценивало капиталы Усманова на уровне $17,7, $18,1 и $17,6 миллиардов, что обеспечивало 35-ое, 28-ое и 34-ое места в мировом рейтинге богачей и 5-ое, а потом и вовсе дважды подряд 1-ое место среди богачей российских.
Такие феноменальные скачки миллиардов во многом объяснимы переоценкой многочисленных активов Алишера Усманова (а в этих активах затеряться может даже такая компания, как «Металлоинвест»), однако бизнесмен упрямо старался как можно меньше «светить» нюансами своих финансовых операций. Возможно, это связано с еще более темным пробелом из прошлого олигарха...
1980 год. 8 лет заключения по трем статьям обвинения получают два весьма незаурядных молодых человека: один из них, по фамилии Насымов, работал оперуполномоченным особого отдела КГБ, а его отец был заместителем председателя КГБ Узбекской ССР. Второй осужденный – товарищ первого, Алишер Усманов. Среди пунктов обвинения вроде бы числилось даже изнасилование.
Будущий олигарх в 1986 году благодаря условно-досрочному освобождению окажется на воле, при чем причинами такого решения Фемиды станут «искреннее раскаяние осужденного» и его «примерное поведение». Уже позже бизнесмен объявит, что был жертвой политических репрессий, отрицая наличие формулировки «изнасилование» во вменяемых ему делах. Верховный Суд Узбекистана в 2000 году признает дело сфабрикованным и реабилитирует Алишера Усманова, а лондонский ФК «Арсенал», 30% которого перешли в собственность бизнесмена, в 2007 году инициировал расследование случившегося частными детективами. Последние никаких четких результатов не предоставили, сославшись на то, что правительство Узбекистана сделало все, чтобы дело окончательно было запутано...
Компания Red and White Holding, половина которой принадлежит олигарху, еще в 2007 году за 75 миллионов фунтов стерлингов прикупила себе 14,58% владеющей ФК «Арсенал» компании Arsenal Holdings. В апреле 2013 года, кстати, самым богатым британцем был признан по версии The Sunday Times Rich List именно Усманов, что стало традицией для российских олигархов на Туманном Альбионе.
А еще в Константиновском дворце (Санкт-Петербург) сегодня все желающие могут увидеть находящиеся в собственности России предметы коллекции искусства Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. В 2007 году их хотели продать на аукционе Сотбис, оценив всю коллекцию (а это 450 лотов) в 26-40 миллионов долларов. Однако до начала торгов Керимов платит 111,75 миллиона долларов, выкупая коллекцию целиком и даря ее стране. Схожим образом (пусть и за меньшие деньги) выкупались и передавались «домой» права на советские мультфильмы, различные картины, предметы искусства… The Sunday Times в 2011 году включает Усманова в пятерку крупнейших благотворителей Великобритании, а в 2013 году «Форбс» счел бизнесмена первым меценатом России. Спорт, наука, культура – в этих направлениях традиционно действует Алишер Усманов со своими благотворительными фондами.
Но заслуги – не повод думать, что скандалам места не найдется. 17-ти этажные дома элитного класса, здания Международной академии спорта Ирины Винер – все это с 2011 года возводится в природоохранной зоне реки Сходни (Подмосковье) без любых, как уверяют экологи, требуемых разрешений и согласований. Застройщик – пасынок бизнесмена Антон Винер. Нет смысла перечислять все юридические нюансы, важно другое: скандал получился весьма серьезный, а в самой истории уже традиционно много «тумана».
Алишер Усманов – не тот человек, о котором просто судить. Мы понимаем, что вопросов рассказанное принесло слишком много, а ответов дало слишком мало. И это тоже талант: при таких капиталах и публичности уметь столь мастерски сохранять свое место под солнцем в тени.
Андрей Сливка