У России появляется мощный конкурент на поприще продажи газа в Японию, Китай и Южную Корею. И конкурентом этим отныне становится штат Аляска – территория, которая когда-то сама входила в состав Российской империи.
Губернатор штата Шон Парнелл официально заявил, что все детали соглашения с такими компаниями, как ConocoPhillips, ExxonMobil Corp, TransCanada Corp и BP PLC подписаны, а это значит, что больше ничего не мешает строительству газопровода, берущего начала на севере Аляски, сообщает Reuters.
Стоимость проекта Шон Парнелл оценил в 45-65 миллиардов долларов, при этом на реализацию задуманного потребуется около 10 лет. По планам голубое топливо с Аляски должно поставляться на терминалы сжижения газа, откуда уже будет идти прямая транспортировка в целый ряд других стран. Говоря о достигнутых соглашениях, Шон Парнелл охарактеризовал их как «Дорожную карту Аляски» и «экономическое достижение с историческим размахом».
Регион Норд-Слоуп на севере штата Аляска является «малой родиной» запасов газов, оцененных AlaskaDispatch в 7 триллионов кубических метров. Если отталкиваться от данных статистического обзора мировой энергетики BP, то это в 4,7 раза меньше, чем во всей России вместе взятой (32,9 триллиона кубов) – согласитесь, очень серьезный показатель всего для одного отдельно взятого региона.
Очень важно отметить, что на Аляске имеются запасы природного газа, а не конкурирующего нынче газа сланцевого. При этом вопрос возможности экспорта для штата стоит крайне остро: пока при добыче на уровне 70 миллиардов кубов ежегодно используются около 10% добытого сырья, а остальное снова закачивают в пласт, таким образом повышая уровень добычи нефти. Внутреннее потребление штата невысоко, так что без экспорта подобные действия газовиков были экономически оправданы, кроме того конкурирующий сланцевый газ явно не стал стимулом к дальнейшему развитию газодобычи.
Так что с запасами газа на Аляске проблем нет – проблемы есть (а вернее, уже были) только с реализацией его транспортировки и сбыта в полном объёме.
Потребности в сжиженном природном газе (СПГ) в Азиатском регионе сейчас постоянно растут. Это связано как с ростом уровня производства в этих странах, так и с произошедшим в марте 2011 года ЧП на АЭС «Фукусима». Например, Япония увеличила импорт СПГ на четверть – сегодня страна закупает 90 миллион тонн этого вида топлива ежегодно, указывает издание Газета.Ru со ссылкой на вице-президента компании Argus Вячеслава Мищенко. Однако Страна Восходящего Солнца и сейчас относится к категории энергодефицитных.
Что касается Китая, то здесь внутреннее обеспечение покрывает 3/4 от уровня потребностей. Но рост промпроизводства на 10% в год, превратившийся для КНР в норму, говорит о неизбежности сокращения такого обеспечения в будущем с завидной регулярностью. В стране сейчас существует 4 терминала по приему СПГ, но Пекин планирует построить еще 7 новых терминалов. Т.е. наращивание закупок СПГ здесь весьма активно планируется, считают эксперты компании ArgusMedia. В этой же компании заявляют, что к 2020 году КНР будет закупать 300 миллиардов кубометров газа.
Растет спрос на СПГ и в Индии, лишний раз говорить о перспективности растущего рынка которой не имеет смысла. Южная Корея, являющаяся второй на планете по закупкам этого вида топлива, также весьма перспективна. А еще есть Таиланд, Пакистан, Вьетнам, Филиппины. В итоге данный рынок выглядит крайне перспективным.
Китай для России в плане поставок СПГ – больше перспектива, чем реальность. Поднебесная только 2% такого газа закупает именно в России, но обе страны делают сейчас максимум, чтобы была возможность эту долю относительно быстро нарастить: новые терминалы, о которых мы писали выше, позволят транспортировать в Китай СПГ с месторождений во Владивостоке, на Ямале или Сахалине.
Малотоннажный флот позволяет России сравнительно быстро и регулярно обеспечивать СПГ Японию. 2-3 дня потребуется для доставки сжиженного газа на любой из терминалов страны, что минимизирует для Токио временные риски, если сравнивать с закупкой СПГ у других действующих поставщиков. Япония закупает газ с сахалинского месторождения «Газпрома», страна обеспечивает себя российским СПГ на 8% от всех своих потребностей.
Египет и Нигерия, которые также обладают потенциалом поставок СПГ в Азиатский регион, в настоящее время испытывают серьезные проблемы из-за внутренне-политических проблем. Это улучшает шансы России вырваться со своими поставками вперед, однако конкурентов здесь также хватает. Ну а с подписанным на Аляске соглашением можно начинать отсчет дней до того периода, когда американский газ станет доминирующим в этом регионе.
Что может противопоставить Россия? Единственным преимуществом остается время, ведь на Аляске подготовка к запуску мощного экспорта потребует, как уже говорил губернатор штата, около десятилетия. С другой стороны, Китай свои 7 новых терминалов для принятия СПГ тоже только строит, а Россия сама не полностью готова в оставшиеся годы получить свой максимум.
По всем показателям СПГ с Аляски будет дешевле российского газа. Это значит, что теоретические «золотые годы» России в торговле этим видом топлива с Азиатским регионом заканчивают, еще по-настоящему не успев начаться. Это с условием, если они вообще еще начнутся.
Аляска до недавнего была уникальной территорией: есть газ, есть возможности его добывать, есть потенциальные покупатели и спрос, есть конкурентная цена – и не было требуемых способов поставки, равно как и инфраструктуры для ее организации. Теперь все меняется. В лучшую для американцев сторону и в худшую, по закону сохранения энергий, для россиян.
Андрей Сливка