Информационно-аналитический портал Inpress.ua решил исследовать вопрос текущей динамики украинского рынка труда. То, что IT-индустрия продолжает наращивать спрос на специалистов – это предсказуемо, однако в специфике требуемых должностей и в уровне подготовки изменения происходят.
Объявления менеджеров по персоналу и хедхантеров свидетельствуют о наличии постоянного интереса к специалистам направлений PHP-developer и Java-developer – вакансий здесь намного больше, чем предложений. Впрочем, как раз здесь можно констатировать постоянство ситуации: этих разработчиков ищут все последние несколько лет. А вот растущий бизнес всевозможных мобильных предложений взвинтил спрос на разработчиков таких приложений для Android и iOS.
Менеджер проекта или Project Manager – это следующее «разыскиваемое звено» IT-сферы. Проджект-менеджер – это специалист, который способен полноценно курировать веб-проект, при этом еще и досконально разбираясь в его профильной специфике (строительство, медицина, страховое дело, банковский сегмент, финансы, автомобили, технологии и т.п.). Раньше компании готовы были доверяться начинающим специалистам, рассчитывая на их профессиональный рост вместе с ростом проекта. Однако теперь уже постепенно работодатели начинают понимать, что проекту ничего светлого и хорошего не светит, если его ведет новичок. Исключения в расчет не берем – на то они и исключения.
Именно поэтому рынок труда готов сегодня скорее повысить среднее предложение по зарплате для нужного Project Manager, чем доверять новичкам или людям без опыта. Исключения – крупные корпорации: здесь либо ведется обучение своих кадров под четким контролем, либо берут тех, кто действительно имеет серьезный послужной список и способен доказать свою квалификацию.
Выше названные специалисты стоят совершенно отдельно от остальных из-за разницы в их ставках: платят за эти должности намного больше. Вернее, большие суммы есть и у представителей других IT-профессий, однако здесь они являются массовым и стандартным явлением.
Вакансии специалистов по компьютерным сетям и по техподдержке идут по популярности следом. Современные крупные компании не способны без таких сотрудников обойтись, а объемы задач возрастают. Объявления показывают, что чаще и чаще умение работать в сфере digital-безопасности становится одним из ключевых, ведь работодатель приходит к мысли о неразрывности умений в сферах техподдержки и безопасности сберегаемой информации.
Тем не менее, здесь изменения еще будут: рано или поздно рынок труда перейдет на четкое выделение спецов по digital-безопасности в полноценную отдельную нишу. Просто пока это еще для Украины не стало привычным, возможно, понадобится 2-3 года, но обмануть общемировую тенденцию не удастся.
Маркетологи и аналитики в сфере IT нужны так же, как и в других сферах, да и называются они соответственно: веб-маркетологи и веб-аналитики. Спрос на них достаточно высок, однако уточняем: спрос есть только на хороших специалистов, где «качество кадра» подтверждается практически исключительно послужным списком успешно реализованных проектов. В Украине пока сотрудники данного направления оказываются самоучками – вузы лишь недавно взялись за системное обучение этим профессиям, да и качество академического образования на практике еще совсем не гарантирует успех.
Далее мы подходим к ключевому отличию между поиском персонала в IT-направлении и в направлениях остальных. Если последние всегда готовы бороться за продажников и искать таковых (если хотите, назовем их «красиво» - менеджерами по продаже), то в мире информационных технологий как раз чистые продажники далеко не так востребованы. В то же время их задачи делегированы консультантам (включая продавцов-консультантов), техподдержке по работе с клиентами, копирайтерам, специалистам по рекламе и продвижению и т.д. Отсюда и важное понимание, что одна должность «обычного» рынка труда разбита на целое множество профессиональных направлений в IT. Каждое из таких направлений номинально не блещет популярностью, но вся их совокупность показывает масштаб картины.
Парадокс фрилансеров в Украине тоже понятен с точки зрения своих причин. Сам парадокс заключается в том, что на рынке СНГ украинские копирайтеры, дизайнеры и даже программисты играют крайне заметную роль, но в самой Украине они как бы особо и не востребованы. Вместо парадокса мы получаем целостную картину: в стране стремительно разрастается армия людей таких рабочих направлений, но на местном рынке труда им условия далеко не так выгодны, как на рынке труда международном. И сегодня из двух десятков номинально российских проектов всегда есть хотя бы один, в котором дистанционные работы выполняются исключительно украинскими специалистами, еще около пяти проектов будут представлены доминированием украинских фрилансеров в нем. Конкуренцию украинцам могли бы составить белорусы в силу их ценовой доступности, но слабое развитие в IT-нише в стране тормозит появление нужного числа специалистов. А российский сегмент информационных технологий отличается наибольшим спросом.
Отсюда логически приходит понимание, почему в отрасли информационных технологий так возрастает спрос на HR-менеджеров: стандартный эйчар с хорошим опытом может запросто «поплыть» и запутаться в условиях, где уже и ему надо четко сориентироваться в специфике рынка. Хотя, рост спроса работодателей здесь сильно отстает от роста спроса на других: компаниям легче искать нужных специалистов через рекрутинговые агентства.
Ну и в самом конце стоит упомянуть инженеров. Последнее место им отведено не потому, что на них нет спроса, а просто потому, что здесь крайне сложно разделять заказчика на сферы «IT и не IT». У инженеров все решает уровень их профессиональности, при этом чем выше таковая – тем тяжелее найти человека и тем выше уровень готовности руководства компании-соискателя расщедриться на действительно серьезные доплаты.
Повторимся еще раз: количество вакансий в сфере IT в Украине быстро растет. Быстрее, чем растет количество новых соискателей. Но очень важно помнить: время тех, кто «знает азы и готов обучаться в процессе» безвозвратно проходит, сегодня рынок изголодался по опытным и толковым сотрудникам. И за компетентность работодатель платить готов.
Андрей Сливка