Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Нагреть на газе, или о выигрышах Украины и России от новых газовых соглашений



Газ дешевле и кредит на 15 миллиардов долларов – такой итог предоставленных Россией уступок в адрес Украины по итогу встречи в Москве Владимира Путина и Виктора Януковича. При этом реальную подноготную того, что в ответ предоставляет Украина, общественность вряд ли узнает в ближайшее время. Если узнает вообще.

Не пытаясь объять необъятное, мы сконцентрируем внимание в анализе именно на газовой составляющей договоренностей, которая была самой болезненной и вокруг которой всегда – больше всего интриг.

Итак, Россия сбрасывает Украине цену на газ на треть от текущей. Насколько информативна для нас такая формулировка? По большому счету, она нам пока мало что говорит, ведь и раньше была ситуация, при которой за пролонгацию срока базирования Черноморского флота РФ в Крыму Москва дала Киеву скидку в 100 долларов на 1000 кубометров газа, хотя голубое топливо осталось практически самым дорогим (украинской стороне дешевле было закупать газ у Германии в реверсном направлении). Сейчас называется цена в 268,5 доллара против недавних 401, хотя понять, как именно здесь себя проявляет упомянутая выше скидка, почти нереально. А без такого понимания мы не можем быть уверены в юридической чистоте происходящего. И что будет, если в 2015 власть в Украине кардинально поменяется?

Ну да не будем трогать год 2015, вернемся к текущей ситуации. Виктор Янукович на своей пресс-конференции заявил: Россия хочет продавать больше газа, а Украина хочет покупать этот вид топлива дешевле. Звучит логично и просто, если брать поверхностный слой информации. В бизнесе же есть одно главное мерило – общая прибыль, за которой еще следуют стратегические перспективы.

Цифры

2013 год ознаменовался для газовой торговли Газпрома и Нефтегаза следующими данными: при средневзвешенной цене в 401 доллар за тысячу кубов Россия получила 10,8 миллиардов долларов выручки. Т.е. голубого топлива ушло 27 миллиардов кубометров, в то время как при выборке полного объема топлива по контракту на 2014 год в объемах 51 миллиард кубов Россия получит (это – уже с учетом скидки) 14 миллиардов долларов выторга.

14 миллиардов – это больше, чем 10,8. Но многие могут спросить: ведь и Москва понесет увеличение убытков от наращивания добычи топлива? Не совсем так. Дело в том, что в планах Газпрома было стратегическое расширение мощностей газодобычи. Сокращение украинского рынка подрывало планы монополии, ведь пропадал фактор экономической целесообразности реализовывать намеченные программы увеличения мощностей. Если будут произведены излишки газа, то их придется еще и хранить (с большой вероятностью – в украинских подземных хранилищах газа – ПХГ), получая прирост затрат. Так что Газпрому максимально выгодно сразу же реализовывать все топливо: газ в обоих случаях все равно отправится в украинские ПХГ, но при больших объемах закупки за него сразу будут получены деньги, тогда как в противном случае еще и самим придется доплачивать за хранение.

И теперь точно можно говорить, что международных судов между Украиной и Россией по поводу газовых соглашений 2009 года не будет. Для Газпрома это – плюс огромный, избавляющий как от рисков потери украинского рынка почти окончательно, так и от рисков получить очередной удар на международной арене.

Даже если никаких других выгод Москва не получит от состоявшихся договоренностей, уже указанного выше достаточно, чтобы говорить о перспективном характере произошедшего для России. С Украиной сложней: на этом этапе действительно все выглядит выгодно, но мы еще не коснулись стратегии.

Газотранспортный консорциум

Москва всегда претендовала на то, что сама вальяжно называла «трубой», в то время как Украина гордо говорила о «газотранспортной системе». Кто из сторон больше прав в определениях – не важно. Но на самом деле для Газпрома существует огромная потребность получить долю в этой газотранспортной системе или хотя бы иметь весомое право голоса в управлении. Тогда не просто отпадает необходимость в сверхдорогих альтернативных газопроводах в обход Украины, но и появляется дополнительный политический рычаг.

Украинская оппозиция в своих интервью заявила, что «труба сдана», т.е. находится в залоге у России. Официальной информации по этому поводу нет, так что опровергнуть или подтвердить мы ничего не можем. Но резонно можем предположить: 15 миллиардов долларов, которые взяты у России всего на 2 года, Украине гарантировано не чем будет вернуть, ведь средства нужны, чтобы держать на плаву тонущую экономику. Такого роста в ближайшие годы, который позволил бы вернуть занятое с процентами, быть не может – здесь бы рецессии не допустить. Значит, потребуется или новый кредит для перекрытия старого, или придется что-то отдавать взамен. Отдавать что-то придется даже при пролонгации кредита: потребуется залог, которого, по словам Владимира Путина на пресс-конференции, пока не было. Главное слова – «пока»...

Энергоэффективность и реформы

Для Украины главным преимуществом дорогого газа из России было то, что наконец-то страна вспомнила о крайне низкой эффективности в сфере энергопотребления. На модернизацию производства стало выгодно направлять средства: дорогой газ позволял гарантировано отбить вложения в будущем.

Теперь шансы на продолжение курса на энергоэффективность почти обнулились: во-первых, олигархи могут иметь прибыль и при действующей схеме. 15 миллиардов долларов государственного займа позволяют направлять из бюджета прямые и непрямые субсидии неэффективным производствам. Так зачем тратить свои средства, если это лишит госпомощи? Во-вторых, в новом проекте бюджета на подобного рода модернизацию за государственный счет денег не выделили.

Именно об этом на своей странице в социальной сети написал министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт, подчеркнув, что срочный характер кредита с большей долей вероятности перечеркивает выбранный было Украиной курс на реформирование своей производственной ниши.

Для Росси такая схема как раз будет выгодна: Украина и дальше останется зависимой от поставок российского топлива. И сокращения объемов закупки газа не предвидится.

Нюансы украинских потребителей газа. И не только

Как мы видим, даже не рассматривая кредит как таковой, мы видим его взаимосвязь с вопросами газовой сферы. Для России подписанные соглашения – большой успех. Для Украины на данном этапе – тоже успех частичный и локальный во времени. И здесь – важная ремарка.

Население Украины для своих нужд использует газ, добываемый в стране. Т.е. для населения и тарифов цифры контрактов с Газпромом не так и важны. Газпромовский газ шел крупным промышленным потребителям, т.е. – олигархам. И именно они выиграли от случившегося, в то время как «остальные» получат свое исключительно через фильтрацию карманами владельцами крупного бизнеса.

Хотя и в России сегодня многие не видят прямой четкой связи между ростом прибыли Газпрома и улучшением благосостояния населения страны...

Андрей Сливка