Привычные для нас сегодня цифры принято называть арабскими, хотя сами арабы, скажем так, не совсем уж их авторы. Зато название «цифра» - арабское. Буквально оно означает «ноль» - صِفْرٌ («сифр»). Кстати, по этимологии напоминает слово «шифр», и то, что это – не совпадение, мы увидим дальше. Ну и вот сегодняшние «арабские» цифры, которыми пользуются в арабских странах Азии и в Египте: ٠, ١, ٢, ٣, ٤, ٥, ٦, ٧, ٨, ٩. Совсем не то, что мы привыкли представлять под этим словосочетанием, правда?
Позвольте начать с отступления.
Сам ставший сегодня легендой арабский ученый Мухаммед Аль-Хорезми позаимствовал цифры у индийцев в начале IX века. Далее ученый написал свою эпохальную работу «Китаб аль-джабр ва-ль-мукабала», от названия которой якобы происходит слово «алгебра». Некоторые говорят, что термин «алгебра» появился от арабского الجبر – «Аль-джабр» («восстановление»). И вот здесь возьмемся за главное.
Логичным такое малоубедительное (по меркам лингвистов и историков) утверждение кажется лишь тогда, когда мы пишем «джебр», а не «джабр» (даже Википедия упрямо пишет термин через «е»). Дело в том, что в арабском нет наших аналогов букв «е» и «о». Ну а «джабр»… первая буква здесь – «Джим» (ج), которая даже для арабского языка – совсем не «г».
Буква «е» нам спутала все карты, ведь иначе много стало бы проясняться, а «алджабр» вообще мало походит на современное звучание термина (даже у самих арабов). Звучало название предмета скорее как «алгибра». Ну а «алгибра» в индийской культуре того времени (откуда слово и заимствовали вместе с цифрами) была настолько привычным термином, как и «веды» или «иностранное» слово «культура». С последней (куль-ту-Ра) и начнем: «Куль», что означает «объем» (отсюда – куль, кулек), «Ту», что означало направление (у славян и индийцев – так же, как у британцев) и «Ра» - «божественный свет». Теперь соберите смысл слова «культура» по этим корням сами.
А теперь – «Ал-гиб-Ра». Ал для славян имел смысл, как и для арабов (и индусов) – «высший». «Гиб» - это гибкость, про «Ра» мы уже говорили. И мы находим некий смысл, типичный для ряда названий того времени. Ну да ладно, спишем на предположения.
До т.н. «арабских» цифр пользовались цифрами римскими. Дату отметить ими было просто, более-менее разобраться с хозяйством – тоже выходило. Но как только ты превращался в богатого и успешного… Чтобы записать сделку в пару миллионов чего-то там, потребуется целая стайка тех, кто будет записывать, тех, кто будет проверять написанное, тех, кто будет потом считывать информацию и т.п., и т. д. Километр «информационных носителей» - еще одно неудобство. Одним словом, олигархам жизнь этими римскими цифрами усложнялась очень серьезно.
Именно в это время, по одной из легенд, индийский купец стал выделяться на фоне остальных неимоверно быстрым и масштабным ростом своих богатств. До сих пор нет четкой версии, почему и как купец поделился своим секретом, но сам секрет известен: вместо римских цифр были использованы будущие арабские. В их «правильном» написании.
Для торговли и учета вообще это был прорыв. Мало того: новая система исчисления позволяла рассчитывать долевое участие, как и вообще проводить расчеты. Аль-Хорезми неплохо подсобрал и описал подобные методы чисто «технически».
Цифры действительно были шифром – шифром успеха. А ноль стал принципиальным новшеством, позволявшим использовать крайне удобную десятичную систему счета.
Вот цифры в том написании, в котором они изначально и были записаны. Много новых знаков легко было забыть, перепутать и т.п., однако в самом написании цифр был ключ: число углов цифры обозначало ее «номинал». Ну а ноль – он круглый, углов у него нет. Все просто: забыл – посчитай углы и вспомни.
Обратите внимание на цифру «9», у которой для нужного количества углов внизу есть такая себе «змейка». Со временем, когда цифры уже запоминали и углы считать необходимости не было, «змейка» каллиграфически превратилась в «завитушку», которую наши родители на уроках каллиграфии учились «накручивать». Ну а цифра «8» имела два написания, каждое из которых с точки зрения количества углов было верным.
Не бойтесь смотреть в историю без шор. Шоры – это не только то, что приходится отодвигать утром, дабы увидеть свет. Это еще и такие пластинки, надеваемые около глаз лошадям, чтобы заслонить им «лишний» обзор. Широта обзора отвлекает от требующейся хозяину эксплуатации.
Андрей Сливка