Китай демонстрирует завидные темпы роста своего ВВП. Вернее, о таких темпах он отчитывается, однако в докладе «Beijing Times» высказываются серьезные сомнения на счет достоверности указанных цифр. Вопрос непростой как с точки зрения методологии, так и с точки зрения вытекающих последствий.
Сюй Шаоши, занимающий пост председателя Нацкомитета развития и реформ КНР в качестве конечной оценки темпов роста ВВП Китая за 2013 год указал цифру в 7,6%, сообщили в The Wall Street Journal. В Китае такие цифры назвали «приемлемым показателем роста» - в планах значился рост на 7,5%.
Но почему названа итоговая цифра, если в 7 провинциях страны отчеты еще и вовсе не поданы? Кроме того, символическое превышение плана в условиях реалий китайского госаппарата указывает на то, что кто-то просто стремится показать свою эффективность. Впрочем, последнее – совсем не тот аргумент, на который мы будем опираться как на истину в последней инстанции.
И все же мысль о завышении данных по ВВП высказал и Лю Юаньчунь: «Чиновники обязаны показывать на местах соответствие ряду параметров энергоэффективности, продуктивности и т.п. Они такие данные завышают сознательно, а мы видим завышенный прирост валового продукта в стране как итог». Лю Юаньчунь - заместитель директора в школе экономики Китайского народного университета, так что он наверняка имеет представление о том, о чем говорит.
Экономист назвал и другие причины, которые «рисуют цифры производства»:
Страх чиновников выглядеть хуже коллег. Если кто-то «пририсовывает» себе успехи, то на его фоне другие коллеги-чиновники как бы начинают выглядеть хуже. Всем же надо показать свою ценность и отсутствие синдрома «пасущего задних». Так одна неточность порождает цепную реакцию в масштабах всей страны.
Двойной учет межрегиональных и межведомственных предприятий. Очень часто производственная база находится в ведомстве двух (а иногда и более) провинций. В этом случае руководство каждой провинции включает в отчет все успехи предприятия как свои (в действительности нереально «поделить» такие достижения), поэтому в финальных отчетах накапливается ошибка двойного учета. Аналогично происходит с предприятиями, которые подчинены нескольким ведомствам сразу.
Заместитель декана Исследовательского института финансовых наук Китая при Министерстве финансов Лю Шанси уверен: снижение темпов роста экономики сейчас – это нормально. На фоне прицела на реформирование экономики и инфраструктурные перемены ждать иного не следует.
С этой точки зрения пора на правительственном уровне провозгласить отказ от старого целеполагания и начать выстраивать реальную модель будущего развития. Вопрос здесь совсем не в необходимости «быть честными» - если не внести корректировку в стратегию ведения отчетности и составление на ее основе фиктивных планов, то стремительно развивающийся Китай в один момент рискует столкнуться с проблемой «мыльного пузыря».
Когда большой локомотив на запредельной скорости цепляет преграду, есть огромный риск опрокидывания состава с болезненными последствиями. Китай же сразу после «завала» локомотива своей экономики обреченно влетит в бетонную стену. И кто его знает, что тогда будет – последствия предсказать невозможно.
Китайские инвесторы стали владельцами ключевых средств планеты, они могут влиять на экономику мира и каждой отдельной страны, направляя туда поток финансовых средств. Количество аккумулированных финансов у представителей бизнеса Поднебесной запредельно. Один только запах риска схлопывания «мыльного пузыря» вынудит их выводить деньги в другие страны. И вряд ли правительство сумеет не то что контролировать подобное (в силу невозможности такого контроля в принципе), а хотя бы будет в силах притормозить губительный процесс.
И для провокации большой беды может оказаться достаточно искры в виде завышения планов и показателей роста ВВП.
Может сложиться ложное мнение, что если в Китае станет плохо, а его богачи свои средства направят в другие русла, то те «другие» выиграют. Ничего подобного. Инвестиционная модель в мире на фоне кризиса Китая будет массово заменяться на модель сбереженческую, когда развитие начнет массово стопориться. Любой человек, знакомый с миром финансов, понимает: если начинается серьезный кризис, то дела будут стопориться повсюду. Само такое понимание ведет к снижению экономической активности и подхлестывает негатив.
Но даже если «схлопывания пузыря» с китайской экономикой не случится, то все равно проблем миру неточность учета роста ВВП Поднебесной принесет множество: правительства разных стран отталкиваются от планов такого гиганта, как Китай, планируют свою политику и т.д. Ложные цели с ориентиром на Китай закладывают себе все игроки, просто у каждого государства это по-разному будет проявляться.
Представьте ту же Россию, которая расписывает долгосрочные проекты, закладывает в будущие бюджеты стоимость нефти и объемы ее закупок исходя из темпов роста экономики Китая. Когда план по доходам сдуется и разобьется о реальность, тогда не просто могут сгореть дорогостоящие начинания, но и вся экономика станет перед риском коллапса.
Академическая ошибка, методологическая неточность, бухгалтерская погрешность – проблему неправильной трактовки валового продукта можно назвать как угодно, но масштабность угрозы от этого не станет меньше. Возможно, уже в этом году в Пекине, где привыкли помнить о реализме, возьмутся за дело, отказавшись от красивой, но бесполезной и даже опасной «светлой картинки». По крайне мере, подобного хотелось бы.
Андрей Сливка