Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Что означает для Украины начало нового года без принятого бюджета?



Украина вступает в 2014 год без бюджета. Формально это означает, что на данный момент страна живет по бюджету 2013 года, полностью отталкиваясь от его показателей. Но что это дает на практике и какие могут быть эффекты?

Первый вывод приведет нас к весьма хитрому результату. Все социальные выплаты и выплаты бюджетникам должны финансироваться на уровне аналогичного периода прошлого года, однако с того момента было некоторое увеличение всех этих выплат. Бюджет обязывает выделить средства так, как было (т.е. в меньшем объеме), а закон запрещает урезать данные выплаты. Вывод: платить должны, но денег на это не предусмотрено. Как минимум – до принятия нового бюджета.

Во-вторых, ряд программ, предусмотренных на этот год, но не включенные в главный финансовый документ страны в качестве планов на 2013 год, попросту не могут финансироваться. Зато можно будет тратиться на реализацию проектов, которых уже и вовсе нет...

В-третьих, ситуация за этот год поменялась настолько, что выполнить даже те обязательства, которые сохранены, во многих случаях кажется малореальной задачей.

Но значит ли это, что фиктивно сведенный «бюджет ради бюджета» станет более качественным вариантом, чем бюджет старый? Здесь вообще ответить однозначно не выйдет – слишком мало входящих данных. Ясно одно: если в бюджете закладываются цифры расходов, но доходная часть, обязанная обеспечить баланс, составлена фиктивно, то мы получим «платить положено, но денег нет».

Очень важно понимать, что инвесторы привыкли работать с прогнозируемой ситуацией. И когда бюджета нет, когда четких ориентиров и правил игры не предусмотрено, рассчитывать на интерес зарубежных инвесторов не приходится вовсе. Да, есть проект бюджета, но в нем можно найти и заложенные «на подготовку к Евро-2012» (прошедшему, как нетрудно догадаться, в 2012 году) сотни миллионов гривен, и явные казусы, и откровенные недоработки. Такой проект будет сильно видоизменен – в этом сомнений нет. А кто и как его менять по итогу будет?

Самое парадоксальное, что и оппозиция, и власти страны видят для себя выигрыш в происходящем. Оппозиционерам выгодно продемонстрировать руководству других стран, что команда Виктора Януковича совершенно не справляется с поставленными задачами. Да и срывы по выплатам в социальной части режиму Януковичу плюсов не добавят. Однако у властей свое видение: ситуация в экономике колеблется между фарсом и трагедией, так что повод не брать на себя невыполнимые в данной ситуации обязательства под предлогом «давления оппозиции» кажется привлекательным.

Некоторые специалисты прямо задают вопрос: когда в Украине перестанут платить зарплаты бюджетникам и пенсии и соцпособия категориям лиц, которым таковые положены? Если ситуация не будет развязана, то подобное начнется максимум к началу весны. Что же касается вероятности успешной развязки, то следует напомнить: в такие моменты все прогнозы будут стоить слишком мало...

Когда экономика находится в точке роста, то отсутствие бюджета просто вызовет торможение позитивных процессов. Однако когда наступил кризис дефицита финансов, то даже самые лучшие планы могут оказаться обычной профанацией, а отсутствие планов – вестником краха.

Непринятие бюджета – это только часть проблемы. Часть не самая большая, но уж и точно не маленькая. И аналитики теперь с интересом наблюдают, как же на практике будет развиваться столь интересный вопрос, как отсутствующий главный финансовый документ в стране, стоящей на грани дефолта.

Андрей Сливка