Менеджмент – Лекции по менеджменту, Статьи по менеджменту, Рефераты по мененджменту, Литература

Дети-бумеранги как пример порочного круга кризиса и психологии бедности



Данные, полученные компанией Pew Research в ходе исследования социальной ситуации в современных США, вынудили говорить о новом явлении с весьма странным (на первый взгляд) названием: речь идет о детях-бумерангах.

Справка: дети-бумеранги – это обобщающее определение молодых людей в возрасте от 18 до 34 лет, которые после обучения в институтах, колледжах и т.п. вынуждены вернуться к родителям и продолжать проживать на их попечительстве в силу отсутствия (не важно, по каким именно причинам) возможности зарабатывать самостоятельно достаточную для индивидуальной жизни сумму.

В 2007 году (т.е. до кризиса) в США насчитывалось таких детей-бумерангов 27,6%, а в текущем году их доля возросла до 31%. Отдельно приводятся цифры «молодых взрослых», которые до 34 лет продолжают совместное проживание с родителями, даже найдя работу: в 1980 году этот показатель достигал лишь 11%, в то время как в 2010 цифра достигла 21,6%.

На первый взгляд может показаться, что подобное явление не несет в себе ничего плохого: совместное ведение домашнего хозяйства является менее затратным, к тому же в ряде семей есть все условия для совместного проживания без стеснения интересов друг друга. Однако проблемы есть. Во-первых, психологически такие «дети» остаются инфантильными личностями и во взрослом возрасте, а их естественный процесс психологического взросления тормозится. Отсюда – меньшая личная мотивация (нужен «старший»), пониженное чувство ответственности и т.п. Во-вторых, отложенный выход на рынок труда подрывает конкурентоспособность такого человека, не просто делая его «второсортным» из-за отсутствия опыта работы в глазах работодателя, но и делая менее приспособленным к нормальной занятости в будущем.

И здесь срабатывает пугающая взаимосвязь: у детей-бумерангов снижается ответственность, падает мотивационная личностная часть, ухудшаются трудовые характеристики – и все это завязывается в единый узел.

Подобный анализ проводился и по России: в период с 1994 по 2011 годы статистические данные обрабатывали в «Российском мониторинге экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ». Итоги здесь не противоречат выводам американских аналитиков, однако сделаны они намного глубже.

Как показал опыт кризисов в 1998 и 2008 годах, богатые (обеспеченные) домохозяйства практически не перестраивали свой уклад и дети не возвращались к родителям. Но чем ниже финансовые доходы семьи, тем острее она реагирует на внешние потрясения, тем чаще дети превращаются в детей-бумерангов, у которых все меньше шансов на успех в деятельности. Порочный круг, который затягивает в пучину бедности иногда даже представителей среднего класса.

Обмен свободы на деньги, который фактически происходит при объединении семей на основе поколений – вот что мы по факту имеем в случаях с детьми-бумерангами. Социальная активность в этих людях подавляется: успех возможен лишь в профессиях, где приветствуются обособленность работы и некий «профессиональный аутизм». Но и здесь не все так просто: из-за усиления потребности в контроле ухудшается производительность даже такого труда.

Естественно, предоставленные данные пока еще слишком сыры для глобальных выводов с детализацией, но суть проблемы понять мы можем. Влияние детей-бумерангов на общество предстоит и изучить, и понять, но главный вывод просто: без крайней необходимости ребенка (подростка, молодого человека и т.п.) не просто нельзя лишать свободы, базирующейся на ответственности и самостоятельности, но и всячески способствовать именно такому развитию.

Раньше детей с определенного возраста попросту выгоняли в свет, чтобы они учились самостоятельности. Возможно, это не «дикость нравов», а просто грамотный возрастной менеджмент, о котором нам еще предстоит вспомнить?

Андрей Сливка