Этот человек впервые стал известен широким массам, когда в 2006 году издание «Корреспондент» включили олигарха в рейтинг 30 богатейших людей Украины. Его состояния оценивали то почти в 2 миллиарда долларов, то в «скромные» 350 миллионов. Он стал знаковой фигурой в газовых вопросах далеко не только Украины, именно ему на закачку голубого топлива в ПГХ не без участия Владимира Путина дал фантастическую скидку «Газпром», его обвиняли в тесных связях с Семеном Могилевичем… При этом и сегодня о Дмитрии Фирташе существует больше домыслов, чем известных фактов.
Сейчас можно утверждать, что таинственный миллиардер владеет компаниями в Эстонии, Таджикистане, Австрии, Италии, Венгрии, Германии, на Кипре, Швейцарии. В Украине он как минимум имел отношение к ряду телеканалов, включая «Интер», баскетбольному клубу «Киев» и еще ряду стратегических заводов. Однако ключевой компанией Фирташа всегда можно было считать совместную с «Газпромом» компанию «Росукрэнерго», специализирующуюся на транзите российского газа в Европу. Фирташу в этом странном (с точки зрения рыночных правил) СП принадлежали 45%.
Единственная цифра, касающаяся суммы заработанных денег и озвученная самим олигархом – это 50 000 долларов, которые были получены ориентировочно в 1986 году, когда вернувшийся из армии паренек сначала пошел в пожарники, но позже решил стать предпринимателем. Партия сухого молока, как рассказал сам Фирташ, благодаря его посредничеству была обменена на хлопок из Узбекистана. Последний был реализован в Гонконг, за что будущий олигарх свою долю и получил.
С 1990 года Дмитрий Васильевич снабжал продуктами Москву, а с 1993 года стал осваивать Таджикистан. Свободных денег у этой страны не оказалось, и она предложила бизнесмену брать по бартеру газ. Там же происходит знакомство с еще одним одиозным бизнесменом с Украины – Игорем Бакаем, который в Таджикистане как раз пытался договориться о закупках газа. Бизнесмены нашли общий знаменатель.
Подробности, тонкости и четкие факты узнать не представляется возможным: Дмитрий Фирташ и сам не любил публичности, и партнеры у него этой чертой отличались. Поэтому с определенного этапа роль Бакая свелась к банальной фразе «он вышел из схемы».
Игоря Бакая сменила в качестве партнера «Итера» - газотрейдер, который самому «Газпрому» был не то как пятое колесо телеге, не то как повод бывшему руководству проворачивать свои многомиллиардные оборудки. В любом случае смена управленческого состава газового монополиста подтолкнула к идее убрать «Итеру» со сцены вовсе.
И вот здесь Дмитрий Фирташ вводит в игру созданную им с 2002 года компанию «EuralTransGas», которая фактически заменяет «Итеру». Сам олигарх такой невиданный успех объяснил просто: были связи в Ашхабаде наработанные, да рынок уже удалось понять. Видимо, ничего этого у «Газпрома» не было, раз монополия так активно пользовалась услугами «EuralTransGas».
Но в 2004 году впервые всплыла информация, что Фирташ является сподвижником семена Могилевича, а компания «EuralTransGas» тесно связывает обоих. Саму компанию это вынудило закрыть, но вместо нее начала функционировать известная всем и каждому сегодня «Росукрэнерго». Возглавлявший «Нефтегаз Украины» на тот момент и будущий энергетический министр Юрий Бойко активно участвовал в становлении «Росукрэнерго».
После Памаранчевой революции в Кремле не скрывали недовольства происходящим в Украине. В это же время ставшая премьером Юлия Тимошенко объявила настоящую войну РУЭ и самому Дмитрию Фирташу, на стороне которого стоял не только «Газпром», но и Кремль. Попытку выбить компанию-прокладку в газовых отношениях Украины и России Тимошенко не только не смогла завершить успешно для себя, но и лишилась в этой борьбе поста. Однако в 2009 году Тимошенко возвращается на свой пост, и вот здесь уже Фирташу явно не по силам сдержать натиск...
Дмитрий Васильевич обвинил Юлию Владимировну, что та лоббирует возрождение «Итеры», с которой работала сама через собственную корпорацию «Единые энергетические системы Украины». Если это так, то вопрос спора – не то миллиарды, не то десятки миллиардов долларов. В это же время североамериканские правоохранительные органы берутся за связи олигарха с Семеном Могилевичем, но от таковых Фирташ вроде бы как открестился.
Семейная жизнь Дмитрия Васильевича – еще одна «мутная» история. В 2008 году олигарх разводится с Мариной Калиновской, с которой, как он сам говорил, жил фиктивным браком ради решения ряда вопросов. Мол, обе стороны прекрасно все знали и брак был чистой фикцией. Но экс-супруга хотела половины имущества и убеждала суд: все было по-настоящему.
Понимая, что случится может что угодно, Фирташ переписывает свои активы на давнего приятеля Юрия Бойко, а родной сын Марины – Сергей Калиновский – устраивает серьезную аварию, в которой погибает водитель другого авто и невеста самого Калиновского, являвшегося виновным. Пока следователи доказывают фальшивый статус «оправдательных» экспертиз, Калиновский сбегает в Израиль из-под носа Фемиды. Поговаривают, что Дмитрий Фирташ использовал судьбу пасынка как элемент торга с его матерью. По итогу олигарх в суде победил, а Сергей Калиновский, хоть формально и числится в розыске Интерпола, живет в Киеве и постоянно выкладывает на своей странице в соцсетях свежие фото. Искать его силовики патологически не хотят...
Дмитрий Васильевич в это время благополучно заводит новую – настоящую, как он сам заверил всех – семью.
Помимо того, что Дмитрий Фирташ является главой Объединенного движения работодателей Украины, у него еще множество разных почетных должностей во всевозможных структурах при президенте, Кабмине и т.д. Есть, конечно же, свой благотворительный фонд. Однако в депутаты по-настоящему олигарх сам никогда не шел: не считая вялой попыткой 2002 пойти по спискам политсилы жены президента Леонида Кучмы Людмилы «Женщины за будущее», Фирташ больше ничего не предпринимал. Зато спонсировал Партию Регионов, имея достаточно кадров как в ее списках, так и в списках ряда других политсил, включая оппозиционные.
Правда, «регионалы» долг Фирташу сразу после победы Виктора Януковича вернули: в 2009 году «Нефтегаз Украины» проиграл в Стокгольме суд олигарху, при чем проигрывать пришлось просто: откровенно сливая дело. Во всем обвинили договора с Кремлем Юлии Тимошенко, а Дмитрий Фирташ получил от государства 12,1 миллиард кубометров газа (эдакое небольшое месторождение, только без затрат на газодобычу), который реально ему никогда не принадлежал. Странное дело: в Кремле дико злились, что договора с Тимошенко выставляют столь неприглядно, но отношения с Фирташем не портились...
Дмитрий Фирташ может ссориться с властями, но он точно не станет «беглым олигархом»: скорее, это власть начнет тогда меняться. Реальной роли олигарха не знает никто, но ясно одно: просто так Кремль никогда бы не стал столь открыто и беспрецедентно поддерживать одиозного бизнесмена во всех его начинаниях. А ведь пророссийским политиком Дмитрий Васильевич и близко никогда не был... Так что, еще очень много знаков вопроса заполнят пробел в этой продолжающейся истории.
Андрей Сливка